Инфраструктура / 16.09.20 07:28

КПМИ будет дополнен новыми проектами

По состоянию на сегодняшний день в план включены 11 федеральных проектов

По состоянию на сегодняшний день в план включены 11 федеральных проектов | Инфраструктура
фото:фото: Виктор Казарин

Осенью 2018 года Правительство России утвердило Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года (КПМИ), согласно которому рост грузооборота и связанность регионов страны будут обеспечены за счёт строительства новых железнодорожных линий, мостов и транспортных узлов. Спустя два года после утверждения плана стало понятно, что его необходимо актуализировать. Сроки окончания реализации КПМИ планируется перенести с 2024 года на 2030 год.

«Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры является «живым» инструментом, который может и должен меняться с учётом возникающих в ходе его реализации новых условий и факторов, – рассказал «Гудку» заместитель начальника Департамента экономики и развития транспорта Аналитического центра при Правительстве РФ Сергей Дягилев. – В период после утверждения Комплексного плана был уточнён состав выполняемых работ по ряду мероприятий, детализирован перечень участков дорог.

Процедура отбора новых проектов для последующего их включения в Комплексный план продолжается и сейчас. Девять проектов по развитию инфраструктуры морских портов и объектов внутреннего водного транспорта дополнительно включены в КПМИ. Более 70 мероприятий прошли отбор по утверждённой методике ранжирования, а 55 рекомендованы к последующему их включению в состав Комплексного плана в случае определения дополнительных источников финансирования».

«Стоит отметить, что Комплексный план корректируется в соответствии с экономической и инфраструктурной целесообразностью, - рассказал «Гудку» заместитель министра транспорта России - руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта Владимир Токарев. - К примеру, вместо направления Москва—Казань принято решение о реализации проекта Москва—Санкт-Петербург, поэтому сейчас идет переформатирование федерального проекта «Высокоскоростное железнодорожное сообщение». Модель его реализации находится в стадии доработки, после чего будет предоставлена причастным на обсуждение». 

Осенью 2018 года утверждено финансирование КПМИ в размере 6,35 трлн руб., из которых 3,1 трлн руб. должны были выделить из государственного бюджета, а 3,26 трлн – из внебюджетных источников. В настоящий момент на бюджеты всех уровней приходится 3,27 трлн руб., а на внебюджетные источники – 3,73 трлн руб.

По состоянию на сегодняшний день в Комплексный план включены 11 федеральных проектов. Девять из них направлены на модернизацию и расширение транспортной инфраструктуры, два – на модернизацию и расширение энергетической инфраструктуры. В транспортную часть плана включены проекты: «Железнодорожный транспорт и транзит», «Высокоскоростное железнодорожное сообщение», «Транспортно-логистические центры», «Коммуникации между центрами экономического роста», «Европа – Западный Китай», «Морские порты России», «Северный морской путь», «Развитие региональных аэропортов и маршрутов» и «Внутренние водные пути».

В частности, в КПМИ закреплены цели и показатели, поставленные перед железнодорожной отраслью. Суммарная наличная пропускная способность магистралей возрастёт к концу 2024 года до 129 пар грузовых поездов в сутки с нынешних 82 пар, средняя коммерческая скорость товародвижения на железнодорожном транспорте – с 362,3 до 440 км/сут., транзитные перевозки контейнеров – с 615 тыс. TEU в 2019 году до 1,656 млн в 2024 году.

Объем финансового обеспечения проекта «Железнодорожный транспорт и транзит» составляет 1,254 трлн руб. Этот проект предусматривает увеличение пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей в 1,5 раза – до 182 млн тонн в год. При этом средняя скорость доставки контейнеров вырастет до 1319 км/сут. Время перевозки контейнеров с Дальнего Востока до западной границы России сократится до семи дней, объём транзита вырастет в четыре раза.

Отметим, в июле этого года президент России Владимир Путин подписал закон, упрощающий процедуры для строительства объектов РЖД для реализации стратегии пространственного развития РФ. Документ устанавливает перечень важных объектов строительства, в том числе Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, которые будут иметь упрощённый порядок утверждения документации по планировке территории. Работы по таким объектам могут начинаться до выдачи разрешений на строительство, а также без внесения информации о таких объектах в документы территориального планирования и без проведения публичных слушаний, оценки воздействия на окружающую среду.

«План предполагает развитие к 2024 году транспортных коридоров «Запад – Восток» и «Север – Юг», а также повышение уровня экономической связанности территории РФ  через расширение и модернизацию транспортной инфраструктуры, в том числе железнодорожной, - рассказал Владимир Токарев. - Приоритет транспортной части Комплексного плана —  инновационное преобразование отрасли инфраструктурного строительства. Поэтому для ускорения реализации отдельных задач был принят и подписан Федеральный закон  № 254-ФЗ от 31 июля 2020 года, который направлен на сокращение сроков строительства. Например, значительная часть объектов железнодорожного строительства находится в зоне сложных климатических условий, Правительство теперь  может устанавливать перечень подготовительных работ, выполнять которые возможно до получения разрешения на строительство. Это позволит в ряде случаев увеличить строительный сезон и сократить сроки реализации проектов на 6–12 месяцев. Благодаря совершенствованию нормативно-правовой базы реализация проекта идет по запланированному графику, а на отдельных объектах — с опережением сроков». 

По словам Сергея Дягилева, в ближайшем будущем ожидаются изменения более глобального характера. «Так, в настоящее время проводится работа по увеличению сроков реализации Комплексного плана до 2030 года, а также по переформатированию существующих и включению новых федеральных проектов в состав КПМИ».

Как рассказал «Гудку» президент Центра экономики инфраструктуры Владимир Косой, новая версия Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры ещё не утверждена и в настоящий момент актуален первоначальный вариант документа в редакции 2018 года. «Очевидно, сейчас ключевым изменением КПМИ станет перенос сроков его реализации с 2024 года на 2030 год. Соответственно, будет изменение объёмов финансирования, учитывая пролонгацию, однако официальной информации и цифр ещё нет», – заявил Владимир Косой.

Федеральный проект «Транспортно-логистические комплексы» предполагает создание узловых мультимодальных (работающих с разными способами перемещения грузов) транспортно-логистических центров (ТЛЦ), которые будут объединены в опорную сеть по всей стране. Это позволит организовать регулярное и скоростное движение грузов между регионами России и соседними странами. По итогам реализации проекта транзитный контейнеропоток РФ должен вырасти до 2 млн TEU, а время перевозки контейнеров с Дальнего Востока до западной границы страны к 2024 году составит семь дней. Основная цель проекта – сокращение уровня логистических издержек национальной экономики не менее чем на 1% к 2024 году за счёт формирования опорной сети узловых грузовых мультимодальных транспортно-логистических центров суммарной мощностью не менее 51,6 млн тонн, работающих в единой технологической и информационной среде.

Изначально планировалось построить 10 ТЛЦ на ключевых направлениях грузового сообщения, включая подходы к портам Балтийского, Тихоокеанского и Азово-Черноморского бассейнов.

Как рассказал «Гудку» заместитель начальника Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом – филиала ОАО «РЖД» Николай Кириллов, проектным комитетом в июне этого года утверждена актуализированная редакция паспорта федерального проекта «Транспортно-логистические центры», которая предусматривает включение в задачи проекта также создания единой цифровой транспортно-логистической среды и повышения эффективности использования международных транспортных коридоров, проходящих по территории России. Новой редакцией паспорта предусмотрено создание сети из 19 «опорных» терминально-логистических центров с сателлитами.
«Компания заинтересована и поддерживает необходимость внедрения предусмотренных федеральным проектом новых подходов к технологии перевозочного процесса, автоматизации и цифровизации производственных процессов, внедрения регулярного грузового сообщения, единой технологии работы контейнерных терминалов опорной сети ТЛЦ и их сателлитов – грузовых дворов.

Внедрение подходов, заложенных в федеральный проект, позволит повысить скорость и надёжность доставки грузов и создать благоприятные условия для реализации транзитного и экспортного потенциалов железных дорог, удовлетворить потребности клиентов в качестве и надёжности перевозки», – рассказал Николай Кириллов.

Вадим Павлов

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →