Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*
Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Острову сменили рельсы

Инфраструктура | Четверг | 30.07.2020 | 07:46
Ко Дню железнодорожника на Сахалине завершилось переустройство узкой колеи на стандарт 1520
Ко Дню железнодорожника на Сахалине завершилось переустройство узкой колеи на стандарт 1520
 | Инфраструктура
фото: Дмитрий Зелинский
В пятницу, 31 июля, на Сахалине открывается движение грузовых поездов по обновлённому участку Холмск – Шахты. Первый поезд доставит в Невельск 30 вагонов с углем. Отправление состава ознаменует окончание масштабной «перешивки» всей островной магистрали на общероссийский стандарт.

– Переустройство островной колеи – большой инвестиционный проект, основную часть которого мы смогли реализовать в прошлом и этом годах, – отметил начальник Дальневосточной дороги Николай Маклыгин. – Это масштабная реконструкция всего хозяйства железной дороги острова, позволяющая перестроиться на полноценную работу в составе большой семьи 1520.

За два летних месяца этого года путейцы Дальневосточной магистрали на участке Шахты – Холмск уложили 54,327 км рельсошпальной решётки – 100% от запланированного объёма. Также на широкий ход уже переведены 68 стрелочных переводов из 120 запланированных. Кроме того, на этом направлении появились 15 новых переездов, что особенно важно для населения, поскольку здесь организовано автобусное сообщение. Подходы к переездам будут заасфальтированы, а также на них будет уложено резинокордовое покрытие.

– Участок Холмск – Шахты непростой. Для него характерна большая протяжённость кривых малого радиуса (менее 200 м), – подчёркивает заместитель начальника Дальневосточной дирекции инфраструктуры по модернизации Юрий Рязанов. – Сложность таких участков в том, что при укладке рельсошпальной решётки звено необходимо загибать, отрезать внутреннюю «нитку» и набивать её с помощью тракторной техники. Всё это усложняло технологию и, соответственно, увеличивало время укладки. Только благодаря слаженной работе всех служб, задействованных в процессе, получилось пройти этот сложный участок даже с небольшим опережением графика.

Проделанная работа уже отразилась на производственных показателях Сахалинского региона Дальневосточной дороги. «Перешивка» и последовавшая параллельно трансформация всей островной инфраструктуры позволили снизить себестоимость доставки грузов, увеличить провозную и пропускную способность островной магистрали. Благодаря исключению из технологической цепочки доставки грузов паромной переправой Ванино – Холмск пункта перестановки вагонов с широкой на узкую колею время доставки грузов сократилось на сутки.

– За первое полугодие 2020 года погрузка в Сахалинском регионе выросла на 47% – в натуральном выражении это более 400 тыс. тонн, – отмечает начальник Сахалинского территориального управления Дальневосточной дороги Алексей Ромашин. – Обеспечена бесперебойная доставка топлива на Сахалинскую ГРЭС-2, что позволило сохранить энергетическую безопасность региона. С обновлением локомотивного парка увеличен средний вес поезда – с 1324 тонн в 2019 году до 1725 в 2020 году (130,29%). Выросли участковая и техническая скорости. Техническая скорость выросла с 43,3 км/ч в 2019 году до 44,8 км/ч в 2020 году, а участковая –с 41,7 до 43,8 км/ч. Мы рассчитываем, что в дальнейшем эти показатели станут ещё выше.

В эпоху узкой колеи на острове работали тепловозы серии ТГ16, составлявшие основу магистрального парка. Они выпускались в 60–70-х годах прошлого века. Старение техники и нехватка запасных частей для ремонта доставляли сахалинским эксплуатационникам немало проблем. Ещё в прошлом году на смену узкоколейным ТГ16 пришли более мощные тепловозы серии 2М62 колеи 1520. Также маневровые узкоколейные ТГМ7, ТГМ11 заменили на более современные ТЭМ18ДМ. Всего же с материка поступили 37 локомотивов разных серий.

– При проведении работ особое внимание уделялось организации транспортной доступности для жителей острова. Сегодня по Сахалину курсируют три «Орлана» (рельсовые автобусы РА3). В конце октября мы ждём поступления ещё трёх единиц этой серии. Они предназначены для работы на новом маршруте Холмск – Невельск протяжённостью 45 км, который соединит два этих портовых города, – говорит Алексей Ромашин. – Население очень ждёт этот маршрут, потому что он может компенсировать отсутствие качественных дорог на этом направлении.

Пассажирское движение от Холмска до Невельска закрылось в середине 90-х годов, когда из эксплуатации была выведена ветка Южно-Сахалинск – Холмск. После этого железнодорожного сообщения Невельска с другими районами не было. На дорогу поступали обращения как от жителей острова, так и от представителей местных органов власти с просьбой рассмотреть возможность открытия здесь пригородного сообщения.

– Переустройство сахалинской колеи с ширины 1067 мм на 1520 мм для жителей острова, да и для нас, – «стройка века». Сплочённость, понимание, поддержка руководства компании, обеспечение всеми необходимыми материалами сыграли важную роль в эффективной реализации этого масштабного проекта, – подчёркивает Алексей Ромашин. – Большую роль сыграли жители острова, которые с пониманием отнеслись к неудобствам, возникающим во время работ.

И хотя 1 октября железнодорожникам придётся вернуться к реконструкции, это будет небольшой участок Холмск – Николайчук протяжённостью 8 км.

Решение сделать перерыв связано с необходимостью дождаться окончания дачного сезона, так как для сахалинских садоводов и огородников нет альтернативного способа добраться до своих участков кроме как узкоколейкой. Но уже с мая следующего года движение здесь будет открыто уже по широкой колее.

Справка «Гудка»
Работы по переустройству Сахалинской колеи на общероссийский стандарт начались в 2004 году. Самый масштабный этап «перешивки» стартовал в 2019 году. За три летних месяца, когда закрывалось движение поездов, на широкую колею была «перешита» почти тысяча километров пути, уложено более 250 стрелочных переводов, подключено около 300 устройств сигнализации, централизации и блокировки. Ежесуточно в работах участвовали почти 1400 человек, из которых более 200 – командированные специалисты и руководители Московской, Юго-Восточной, Октябрьской, Западно-Сибирской дирекций инфраструктуры, Восточной дирекции по ремонту и эксплуатации путевых машин. Значительный объём работ выполнила Дальневосточная дирекция по ремонту пути – в «перешивку» было вовлечено восемь путевых машинных станций.
Татьяна Щербаченко

Cегодня в СМИ

Первые лица