Инфраструктура / 09.07.20 07:56

Малая дорога в большую жизнь

Сегодня исполняется 60 лет со дня открытия Свердловской Детской железной дороги в Центральном парке культуры и отдыха им. Маяковского

Сегодня исполняется 60 лет со дня открытия Свердловской Детской железной дороги в Центральном парке культуры и отдыха им. Маяковского | Инфраструктура
фото:фото: Архив музея истории, науки и техники СВЖД

Строительство Детской железной дороги длиной 2,5 км по проекту института «Уралгипротранс» стартовало в начале 1959-го и продолжалось полтора года. В парке возвели здание вокзала станции Центральная, при ней – локомотивное депо, два остановочных пункта с вокзалами, конечную станцию с деревянной платформой и зданием вокзала. Все станции были оборудованы высокими платформами, что в 1960-е годы было редкостью даже для большой магистрали. Для ДЖД отсыпали земляное полотно, проложили путь, установили светофоры, смонтировали связь.

Условия для строительства были не самыми лёгкими. Так, на станции Пионерская потребовалось соорудить насыпь высотой более 4 м. Разнообразный рельеф парка диктовал необходимость искусственных сооружений – двух путепроводов, водопропускных труб, переезда на пересечении с автодорогой.

Как только стало известно о начале строительства Малой магистрали, при Совете ветеранов Свердловской дороги был создан специальный детский сектор для организации обучения юных железнодорожников.

Теоретическая подготовка проходила в дорожном Доме культуры железнодорожников, а практические занятия во время летних каникул – на Южно-Уральской ДЖД и Алапаевской узкоколейной железной дороге.

Пуск Малой Свердловской магистрали состоялся в торжественной обстановке в 12 часов 9 июля 1960 года. Первый поезд с пассажирами по только что сданному пути доверили вести 9-класснику 39-й школы Виктору Дубровскому. Вот как описывала этот день газета «Путёвка» от 12 июля 1960 года: «…У перрона вокзала станции Центральная – состав цельнометаллических вагонов, на каждом из которых поблёскивает на солнце герб Советского Союза и под ним буквы: «Сверд». В вестибюле вокзала и на перроне снуют взад-вперёд в форменном обмундировании юные железнодорожники – не по годам серьёзные и озабоченные в этот час. Можно понять их волнение: ведь им предстоит стать хозяевами настоящей, хотя и малой, железной дороги.

Аплодисменты тонут в резком шуме взлетающих в небо ракет, участники митинга спешат на посадку… Загорается зелёный огонь светофора – путь свободен! Виктор Дубровский, ученик 9-го класса 39-й школы, приводит в движение тепловоз ТУ092. За левым крылом машины – его помощник Анатолий Козлов.

Под звуки оркестра первый поезд № 121 трогается в путь.

В первом вагоне стихийно возникает песня: «Наш тепловоз лети вперёд, в коммуне – остановка…»
– Граждане пассажиры, поезд подходит к станции Водная, – объявляет юный проводник Юра Симонов. Минутная стоянка – и дальше в путь. В открытые окна вагона вдруг влетает «Ур-ра-а!..». Это приветствуют первый поезд ребятишки из парка.

– Смотрите, всё по-настоящему! – с восхищением говорят первые пассажиры.

Да, всё по-настоящему! Малая Свердловская тысячам ребят откроет дорогу в большую жизнь!»

Эти слова стали пророческими. За 60 лет существования через её школу прошли десятки тысяч ребят города Свердловска-Екатеринбурга и области. Многие из них связали свою судьбу с большой железной дорогой и стали первоклассными специалистами. Почти в каждой службе и дирекции найдётся выпускник Свердловской ДЖД.

Валерий Шестаков, сотрудник музея истории, науки и техники СвЖД

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

Пресс-релизы

В раздел →