Новости дня

Первые свидетельства от Ространснадзора

Инфраструктура | Четверг | 25.06.2020 | 07:46
Машинисты Московской дирекции тяги получили государственные свидетельства на право управления локомотивом
Машинисты Московской дирекции тяги получили государственные свидетельства на право управления локомотивом
 | Инфраструктура
Светлана Новаковская
В четверг, 18 июня, в Лихоборском подразделении Московского учебного центра профессиональных квалификаций состоялся первый в Московской дирекции тяги государственный экзамен на получение свидетельства на право управления подвижным составом, который принимали представители Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор). Как проходили «госы» для 20 человек, прошедших обучение по профессии «Машинист электровоза», наблюдал корреспондент «Московского железнодорожника».

Новый порядок выдачи свидетельства на право управления локомотивом, моторвагонным и специальным самоходным подвижным составом был утверждён приказом Минтранса в августе прошлого года. Ранее выдача свидетельства на право управления подвижным составом на путях общего пользования осуществлялась ОАО «РЖД», новый документ передал эти полномочия Ространснадзору.

Когда в октябре новый порядок зарегистрировал Минюст, группа МЭ-282 «Машинист электровоза», состоящая из двух десятков работников Московской и Октябрьской дирекций тяги, уже начала своё 28-недельное обучение на ЭП2К и ВЛ80 в Московском подразделении Московского учебного центра профессиональных квалификаций (МУЦПК). В конце курса их ожидало не испытание от работодателя, а государственный экзамен.

По словам заместителя начальника отдела надзора за опасными грузами и чрезвычайными ситуациями Центрального управления государственного железнодорожного надзора Артёма Куняшева, независимая аттестация машинистов со стороны Ространснадзора введена с учётом преобразований, произошедших в отрасли за последние годы, и гарантирует, что в случае успешной сдачи экзамена на линию выйдет максимально подготовленный работник. «Новые нормы – это более высокий уровень контроля квалификации и знаний машинистов, более жёсткие требования к самому процессу экзаменационного испытания», – сказал он.

По словам начальника Московского подразделения Московского учебного центра профессиональных квалификаций Михаила Афанасьева, содержание обучающего курса не изменилось. «Разве что сам процесс обучения уже в завершающей его стадии в связи с пандемией COVID-19 был переведён с очной формы на дистанционную. Это немного усложнило коммуникацию преподавателя и учеников и добавило последним самостоятельной работы с литературой и методическими пособиями, – рассказал Михаил Афанасьев незадолго до начала экзамена. – Уверен, что это не повлияло на качество обучения. Хотя хвалить перед таким ответственным мероприятием плохая примета, но отмечу, что все ребята из группы учились хорошо. За неуспеваемость никого не отчислили. Считаю, они готовы подтвердить свой уровень знаний».

Перед началом экзамена с напутственным словом к кандидатам на получение профессии машиниста обратились руководители Московской дирекции тяги. «Вы у нас первые, кто претендует на получение прав нового образца. Достойно прошли обучение, несмотря на трудности, связанные с изменением формата обучения. Надеюсь, что и сейчас у вас всё получится», – сказал главный инженер дирекции Олег Соколов.

Экзамен проходил в актовом зале Лихоборского подразделения МУЦПК, где одновременно, с учётом соблюдения социальной дистанции, смогли разместиться два десятка человек. Тут же, со сцены, за экзаменующимися наблюдали члены приёмной комиссии – Артём Куняшев и его коллеги, государственные инспекторы отдела надзора за опасными грузами и чрезвычайными ситуациями Центрального управления государственного железнодорожного надзора Саргис Алексанян и Андрей Манейкин.

Раньше экзаменационные билеты для кандидатов в машинисты состояли из пяти вопросов и одного практического задания. Ответы на вопросы билета предполагались развёрнутыми и устными. На этот раз было по-другому. Экзаменующихся ожидало тестирование. В каждом билете 20 вопросов из альбома контрольных вопросов, сформированного и утверждённого Ространснадзором, – по правилам технической эксплуатации железных дорог, инструкциям и распоряжениям по тормозному оборудованию и нестандартным ситуациям, нормативным документам, инвентарю строгого учёта, охране и условиям труда, пожарной безопасности. К каждому вопросу – три варианта ответа.

Для успешной сдачи экзамена нужно было за 20 минут дать не менее 18 правильных ответов. Проверка результатов тестирования проводилась экзаменационной комиссией с помощью контрольного шаблона, с внесением вариантов ответов в экзаменационный лист.

«Ну что сказать – задания были разные, – поделился с корреспондентом «МоЖ» помощник машиниста отдела эксплуатации АО «ВНИИЖТ» Павел Карпов. – Были лёгкие вопросы, ответы на которые у меня лично не вызвали никаких затруднений, но были и сложные, над которыми пришлось крепко задуматься. Мне кажется, по минуте на один вопрос – это всё-таки маловато. В ГИБДД, по-моему, при сдаче на автомобильные права даётся 40 минут, есть возможность спокойно подумать. А в целом вопросы проходимые, и справился я быстро».

Проверка работ экзаменационной комиссией заняла около часа.

К сожалению, не все успешно прошли испытание. Павел Карпов – один из десяти помощников машиниста, которые в итоге получили права на управление локомотивом. Он же объяснил неудачу некоторых своих товарищей следующим образом: «Между окончанием занятий и экзаменом был перерыв около месяца, поэтому ребята кое-что успели подзабыть. А повторить пройденный материал не у всех получилось – многие работают. Сегодня, например, один парень пришёл на экзамен после ночной смены».

Объективность проверки знаний ещё раз подчеркнул руководитель Московского подразделения МУЦПК Михаил Афанасьев. «Права получили те, кто действительно достоин управлять транспортным средством повышенной опасности», – лаконично оценил он результаты экзамена.

К слову, свидетельства на право управления подвижным составом нового формата были изготовлены здесь же, в учебном центре, сразу после того, как определились те, кто успешно прошёл тест.

Среди сдавших экзамен оказался и помощник машиниста Василий Стародубец из депо Бекасово-Сортировочное. Молодой человек пришёл на экзамен в парадном железнодорожном кителе, и я не могла не спросить: «Экзамен для вас – это праздник?» «В каком-то смысле да, – получила ответ. – Я горжусь своей принадлежностью к железным дорогам и профессии машиниста. Я её выбрал, прошёл большой путь. Дошёл, спасибо Московской дирекции тяги и преподавателям учебного центра за то, что создали условия и обучили профессии. И сегодня я сдал очень сложный экзамен. Чем не праздник!»

Получивших права поздравила заместитель начальника по кадрам и социальным вопросам Московской дирекции тяги Оксана Щербинина. «Вы прошли очередное непростое испытание на пути профессионального становления. Желаем вам в дальнейшем безаварийной работы и карьерного роста в локомотивном комплексе», – сказала она.

Впрочем, свидетельство на право управления подвижным составом ещё не делает выпускников учебного центра машинистами. Теперь им предстоит вернуться на предприятие, пройти трёхмесячную обкатку и лишь после этого занять место машиниста в кабине электровоза.
Светлана Новаковская, Московский железнодорожник

Cегодня в СМИ

Первые лица