Новости дня

Магистраль сэкономила больше запланированного

Инфраструктура | Вторник | 23.06.2020 | 08:01
Валерий Яковлев, главный инженер Южно-Уральской дороги
Валерий Яковлев, главный инженер Южно-Уральской дороги
 | Инфраструктура
фото: Анатолий Шулепов / ИД «Гудок»
План по экономии затрат от реализации проектов бережливого производства на полигоне Южно-Уральской магистрали в 2019 году был выполнен с небольшим превышением, что указывает не только на стремление коллектива выполнить поставленные задачи, но и на качественное планирование.

Яковлев.jpg

В прошлом году в программе участвовало 116 структурных подразделений всех хозяйств, в том числе Петропавловское отделение дороги, расположенное на территории Казахстана, а также девять узловых рабочих групп. Было реализовано 177 проектов с суммарным годовым экономическим эффектом в размере 72,09 млн руб. при запланированных 66,7 млн руб.

В целом по концу отчётного года все дирекции отработали стабильно и обеспечили выполнение задания по своим хозяйствам, хотя и возникали вопросы как по качеству проектов, прежде всего по подтверждению заявленного экономического эффекта, так и по равномерности их реализации в течение календарного года.

Задание по экономии затрат от реализации проектов бережливого производства на текущий год для полигона Южно-Уральской дороги составило 75,6 млн руб., по сравнению с 2019 годом плановый эффект увеличен на 10%. По итогам IV квартала 2019 года и I квартала нынешнего года экономия от проектов – 24,9 млн руб. Это 124% к плану. Реализовано 37 проектов, ожидаемая экономия от проектов за II квартал нынешнего года с учётом IV квартала прошлого – 40,5 млн руб., что составит 108% от планового задания на этот период. Будет реализован 81 проект, улучшено 94 процесса.

Наибольший вклад в копилку бережливости внесён Южно-Уральской дирекцией инфраструктуры – 54,6%. Здесь одним из самых интересных стал проект «Оптимизация затрат на эксплуатацию вагонов-лабораторий автоматики и телемеханики МИКАР при соблюдении периодичности и технологии проверки устройств ЖАТ», разработанный и внедрённый Челябинским региональным центром диагностики и мониторинга пути (РЦДМ). Цель проекта – вдвое повысить эффективность использования основных средств и увеличить выработку на один вагон.

Суть в том, что в Челябинском РЦДМ эксплуатировались два вагона-лаборатории МИКАР, выполнявших один раз в квартал проверки устройств автоматической локомотивной сигнализации АЛСН, системы автоматического управления торможением поездов САУТ, комплекса технических средств контроля за состоянием подвижного состава КТСМ в правильном направлении движения поездов на линиях 1-го и 2-го классов. На остальных участках – один раз в год. По неправильному пути на участках с постоянно действующей схемой организации движения по показаниям локомотивного светофора – один раз в полугодие, а на граничных со Свердловской дорогой участках – по согласованию с их центром диагностики и мониторинга. В каждом вагоне-лаборатории согласно штатному расписанию работали начальник вагона по диагностике объектов инфраструктуры, старший электромеханик и два наладчика контрольно-измерительных приборов. Оба вагона работали по утверждённому графику – 15 дней в месяц, средняя выработка каждого составляла 1600 км в месяц.

Для повышения эффективности использования основных средств и сокращения расходов на эксплуатацию мобильных средств диагностики был перераспределён объём выполняемых проверок с одного вагона на другой. Тем самым средняя выработка одного вагона увеличилась вдвое, до 3200 км в месяц. При этом не были нарушены технология и периодичность проверок устройств железнодорожной автоматики и телемеханики.

Штат второго вагона-лаборатории тоже был перераспределён для работы на одном вагоне, но в две смены. Таким образом, один вагон был отставлен, тем самым были снижены затраты на проведение его ремонтов и технического обслуживания, на проведение ремонтов измерительного оборудования, на уголь и потребляемую электроэнергию. Экономический эффект от внедрения проекта составил почти 1,9 млн руб.

Второй значимый функциональный проект бережливого производства разработан и реализуется в Южно-Уральской дирекции управления движением – «Изменение технологии работы парков отправления «Б» и «В» за счёт перераспределения обязанностей». Цель этого проекта – в сокращении непроизводительных потерь в ожидании производства технологических операций работниками парков отправления на станции Челябинск-Главный.

Оперативная рабочая группа бережливого производства станции в 2019 году провела анализ работы парков отправления. В результате были выявлены непроизводительные потери в технологическом процессе, связанные с неоптимальным распределением функций работников, дублированием выполняемых ими операций, выполнением работ, не обусловленных для определённой категории сотрудников. При автоматизированных системах и безбумажных технологиях выполнялась двойная работа. На станции приняли решение об устранении выявленных потерь с применением инструментов бережливого производства. Была проведена фотография рабочего времени работников парков отправления.

В результате установлено, что в течение смены непроизводительные потери дежурных по паркам отправления, связанные с ожиданием выполнения технологических операций, составляют 40,52% рабочего времени. При этом операторы при дежурном по станции только на 33% заняты операциями по приёму и отправлению поездов, 45% времени они отдают работе, не обусловленной для данной категории специалистов (оформление бланков предупреждений и т.д.). Также операторы вели справочно-аналитическую информацию для маневрового и станционного диспетчеров при наличии необходимой информации и возможности её использования из информационных систем.

При реализации проекта был установлен порядок выполнения технологических операций работниками парков и перераспределение обязанностей между ними. В итоге в целом на станции Челябинск-Главный увеличится выработка на 15 вагонов в смену у одного работника, сократятся потери рабочего времени, повысится производительность труда на 1%, будут исключены дублирующие операции. С 1 января 2021 достижение годового экономического эффекта от проекта в бюджете Дирекции управления движением составит почти 2,7 млн руб.

Cегодня в СМИ

Первые лица