Новости дня

Большая победа маленькой дороги

Инфраструктура | Пятница | 05.06.2020 | 08:03
Помимо диплома за первое место, победители получат дополнительно по десять баллов к ЕГЭ при поступлении на обучение в МИИТ
Помимо диплома за первое место, победители получат дополнительно по десять баллов к ЕГЭ при поступлении на обучение в МИИТ | Инфраструктура
МДЖД
Воспитанники Московской Детской железной дороги стали призёрами Всероссийского конкурса исследовательских и проектных работ «Транспорт будущего» в номинации «Макеты и модели транспортной инфраструктуры».

Итоги конкурса «Транспорт будущего», который ежегодно проводится РУТ (МИИТ) среди учащихся школ, колледжей и техникумов, были подведены 2 июня («Гудок» писал об этом в № 98 от 03.06.2020)

Среди победителей этого года оказались и представители Московской Детской железной дороги (МДЖД) в посёлке Кратово Московской области. Их проект под названием «Учебный модуль инфраструктуры железнодорожного транспорта» занял первое место в номинации «Модели и макеты транспортной инфраструктуры» в возрастной группе от 15 до 19 лет. О том, как шла работа по разработке этого проекта, корреспонденту «МоЖ» рассказал его руководитель преподаватель кружка железнодорожного моделирования МДЖД Олег Сергеев.

Свою конкурсную работу творческий коллектив отправил на региональный конкурс ещё в ноябре прошлого года. В отборочном конкурсе Москвы и Московской области ребята с МДЖД стали победителями и вышли в финал.

«Проект, который мы представили, – это результат длительного учебного процесса. Занятия в кружке железнодорожного моделирования приучают ребёнка к работе в области конструирования, использованию прикладных технологий, в том числе связанных с обработкой материалов, проектированием и многим другим, – говорит Олег Сергеев. – Дети погружаются в изучение окружающего мира, инфраструктуры железнодорожного транспорта, его истории. Анализируют полученные знания, как всё устроено и взаимосвязано между собой, и на основании этого начинают проецировать этот мир в реальные, но маленькие, в масштабе 1:87 модели».

Ребята увлекаются этим процессом, находят фотографии, чертежи объектов, которые хотят воссоздать в миниатюре. А дальше начинают придумывать, как реализовать свои идеи. Пробуют конструировать, знакомятся с технологиями обработки материалов, привлекают разные технические средства, программное обеспечение, используют и компьютерное моделирование отдельных узлов и деталей.
«Железнодорожное моделирование – это масштабный процесс. Мы моделируем технику, окружающие предметы инфраструктуры, – продолжает Олег Сергеев. – Ребёнок при этом должен думать, разбираться, как это всё устроено. Почему именно такое здание, почему такой локомотив, такая стрелка...»

Каждый элемент, по словам педагога, должен органично вписываться в единую логическую систему разрабатываемого макета, а некоторые элементы должны ещё и двигаться. Поэтому вновь приходящие в кружок ребята, как правило, учащиеся 6–7-х классов школы, начинают с азов и постепенно обучаются, набираются опыта.

«В дальнейшем они вполне могут достичь уровня профессиональных моделистов, таких как наши победители конкурса «Транспорт будущего». И уже реально могут использовать полученные знания и навыки в своём дальнейшем обучении, работе и жизни», – подчеркнул Олег Сергеев.

Идею создания проекта-лауреата предложил руководитель группы, а воплотили его в жизнь творческий коллектив воспитанников МДЖД в составе Германа Зиннатуллина, Никиты Костина и Дарьи Синявиной. Суть проекта в том, чтобы изготавливать железную дорогу в миниатюре из универсальных модулей размером 300х400 мм в едином стандарте 1:87.

Благодаря универсальности всех сборных конструкций, соединений и небольшого веса модуля – 2 кг – их можно быстро перевозить, собирать и разбирать. «Это раскрывает необъятные границы для творчества, можно собрать различные варианты миниатюрных железных дорог с самыми разными инфраструктурными наполнениями, – говорит Олег Сергеев. – Например, создать макет дороги длиной десять метров со станцией и переездом, локомотивным депо, остановочными пунктами и т.д. Для этого подбираются соответствующие модули. Их собирают, монтируют, подключают. Два часа – макет собран. Но игра эта идёт по настоящим правилам большой железной дороги: работают дежурные по станции, собирают маршруты для отправления, слышны переговоры машинистов и операторов. Всему этому предшествует кропотливая работа над самим микромодулем – почти на протяжении года с момента первого посещения кружка – от проектной документации до изготовления ландшафта и архитектуры. Ребята постарше уже могут взяться на своём микромодуле за изготовление цифровой автоматики».

По словам воспитанника МДЖД учащегося 10-го класса Ильинской школы № 26 Раменского района Германа Зиннатуллина, он уже четыре года занимается в кружке железнодорожного моделирования. «Это моё хобби, оно развивает фантазию, пространственное мышление, мне очень нравится. А участие в конкурсах расширяет круг общения, правда, сейчас это всё происходит на «удалёнке». Но всё равно есть возможность знакомства с интересными людьми, и есть возможность обогатиться новыми идеями, техническими решениями», – говорит Герман.

К изготовлению макетов в стандартном международном железнодорожно-модельном масштабе 1:87 юные моделисты подходили творчески, преодолевали возникающие сложности вместе, находили нужные решения. По словам Германа, победить им помогли знания технологии инфраструктуры железной дороги, приобретённые навыки, а ещё единодушие и увлечённость.

Помимо диплома за первое место, каждый из них получит дополнительно по десять баллов к ЕГЭ при поступлении на обучение в МИИТ. Причём эта «надбавка» действительна в течение двух лет.
Валерий Павлов, Московский железнодорожник

Cегодня в СМИ

Первые лица