Новости дня

И Транссиб продолжился

Инфраструктура | Пятница | 05.06.2020 | 07:53
Одному из старейших мостов на Южно-Уральской дороге исполнилось 125 лет
Одному из старейших мостов на Южно-Уральской дороге исполнилось 125 лет
 | Инфраструктура
Gudok.ru
В середине июля 1892 года в Кургане объявили о закладке железной дороги, которая с запада соединит город с Челябинском, а со стороны востока пойдёт дальше в Сибирь. В мае следующего года началась укладка рельсов. Уже к октябрю всё было готово к пуску участка Челябинск – Курган и назначен день торжественного прибытия первого паровоза в город – воскресенье, 4 октября.

К этому событию готовились как к большому празднику. Над полотном дороги красовалась деревянная высокая арка, украшенная флагами и рельефным изображением герба Тобольской губернии, где выделялись слова «Курган – паровозу». На платформе из живой зелени была сделана другая арка, тоже украшенная флагами. Здесь разместились духовенство, городские власти и почётные граждане.

Ровно в 11 часов показался поезд, и стали слышны звуки паровозного свистка. Наконец он остановился. С ним прибыл начальник работ Западно-Сибирской железной дороги, действительный статский советник Константин Михайловский, который принял хлеб-соль от городского головы. Затем состоялся молебен с окроплением локомотива и вагонов святой водой.

Но остановку поезд сделал не совсем в Кургане, а на 250-й версте, то есть у Тобола, поскольку железнодорожного моста ещё не было, а город находился на другой стороне этой реки. Подготовительные работы по устройству моста ещё только начинались. 24 декабря 1893 закладка большого железнодорожного моста состоялась.

Для удобства строительства река была разделена на четыре рукава дамбами, по которым подвозили материалы и на которые временно складывали рельсы. Отвечающие за строительство специалисты строго следили за точностью исполнения всех требований.

Движение жителей от берега к берегу происходило по деревянному мосту. Горожане с любопытством наблюдали, как рядом возводится массивное металлическое строение, подобных которому они никогда не видели.

На постройке этого грандиозного сооружения трудились только мужчины, причём не обладающие навыками подобной работы. А она была очень тяжёлой, нередко случались травмы, поэтому труд рабочих оплачивался высоко, и желающих попасть на строительство было немало. Вот что писали «Тобольские губернские ведомости»: «На постройке моста работает 2 смены по 35 человек. Работник, занимающийся перевозкой вынутой земли, получает 1 рубль 10 копеек. На укладке быков получают по 10 рублей в день. Вблизи строительства моста находится группа землянок – жилища рабочих».

И ещё из сообщений «Тобольских губернских ведомостей»: «Все материалы до последнего гвоздя – русского производства, и все почти с уральских заводов, уже доставивших на место постройки рельсы, скрепления, мостовое железо и прочий железный материал. Цемент также русский, получается из Санкт-Петербурга, с Глуховского цементного завода, и частью из Москвы, с Подольского завода. Вследствие отсутствия вблизи строящегося полотна Западно-Сибирской дороги лесов лесной материал доставляется из 3 мест: из Уфы, с реки Белой – для Челябинска и Кургана, из Перми – для Омска. На этом же участке не имеется также камня, который тоже доставляется издалека: с Урала, из Семипалатинска, и только на Оби у самого полотна дороги имеется свой камень. Если бы упомянутые выше материалы имелись на месте, то работы шли бы быстрее».

В начале марта 1894 года «Тобольские губернские ведомости» сообщали: «Постройка моста заканчивается. Всех быков, на которых у нас будет основан железнодорожный мост через реку Тобол, предназначено пять. Несомненно, что от этих быков будет зависеть прочность моста и благополучие пассажиров». Напомним, мостовой бык – это промежуток между опорами мостовых арок, ферм или балок.

И вот, наконец, все строительные работы были закончены, пришло время проверки моста на прочность. В Курган приехала комиссия из Санкт-Петербурга. 10 марта 1895 года состоялось испытание моста протяжённостью 235 саженей. Посмотреть пришло много местной публики. Все с нетерпением ждали начала действа, а оно обещало быть интересным. Поезд, состоявший из трёх локомотивов, весом по три тысячи пудов каждый, и двух платформ, нагруженных камнями, по 600 пудов, двинулся на первый пролёт моста. Простояв более чем полчаса, поезд сошёл обратно. Под каждым пролётом посередине были поставлены приборы, фиксирующие прогиб моста.

Все 235 саженей были испытаны подобным образом. Приборы зафиксировали незначительные отклонения от нормы. Испытания прошли успешно, комиссия приняла мост в эксплуатацию. С этого момента здесь началось регулярное движение поездов. Река Тобол не стала преградой в строительстве Великой Транссибирской магистрали.

В 1937 году конструкцию обновили, а спустя 80 лет после пуска в эксплуатацию впервые капитально отремонтировали. В 1983 году мост пережил второе рождение и сегодня играет важнейшую роль в пропуске поездов по Транссибу.
Марина Воронкова, ведущий методист подразделения по сохранности исторического наследия ЮУЖД

Cегодня в СМИ

Первые лица