Новости дня

Мост задержал пассажиров

Инфраструктура | Вторник | 02.06.2020 | 08:19
Движение пассажирских и грузовых поездов на единственном пути, соединяющем Мурманск и Мурманский железнодорожный узел с Россией, остановлено
Движение пассажирских и грузовых поездов на единственном пути, соединяющем Мурманск и Мурманский железнодорожный узел с Россией, остановлено | Инфраструктура
фото: Архив ПЧ-42 Мурманской дистанции пути
В субботу, 30 мая, в 16.46 (мск) на 1436-м км однопутного электрифицированного перегона Выходной – Кола из-за сильного подъёма уровня воды в реке Коле произошла сдвижка подферменного блока опоры металлического моста, что привело к отклонению габаритов пути от проектных отметок. Вчера в 14.25 пролёт железнодорожного моста обрушился. Движение пассажирских и грузовых поездов на единственном пути, соединяющем Мурманск и Мурманский железнодорожный узел с Россией, остановлено. РЖД организовали доставку пассажиров автобусами от станции Выходной в Мурманск и обратно. Когда будет восстановлено движение, пока не сообщается.

Причиной чрезвычайной ситуации стало аномальное количество осадков. В этом году в Мурманском регионе количество снега превысило норму в три раза. Из-за этого в период половодья уровень реки Колы критически повысился. Как сообщил находящийся на месте события начальник отдела мостов АО «Ленгипротранс» Вадим Веселов, в результате экстремального подъёма воды произошёл размыв основания моста со смещением одной из опор, что вызывало деформацию железнодорожного пути.

Это обнаружил в 16.41 машинист электровоза Денис Деревнин (эксплуатационное локомотивное депо Мурманск). При следовании поезда № 2460 (55 вагонов, вес 5196 тонн) с электровозом 2ЭС5К № 396 по перегону Выходной – Кола на 1435-м км при скорости 45 км/ч он применил служебное торможение для снижения скорости по предупреждению до 40 км/ч. В режиме торможения по выходу из кривой он увидел выброс пути в районе железнодорожного моста и применил экстренное торможение. В 16 часов 42 минуты доложил по радиосвязи о случившемся поездному диспетчеру. В 17 часов 20 минут со станции Выходной на помощь отправился локомотив 2М62 для возвращения поезда на станцию.

На дороге создан оперативный штаб. В частности, начальникам Юго-Восточной и Приволжской дорог – Сергею Задорину и Сергею Альмееву – было поручено организовать незамедлительную погрузку и отправку комплекта пролётного строения (длиной 55 м) со станций Таловая ЮВЖД и Урбах ПривЖД на станцию Выходной Октябрьской магистрали для замены пролёта, повреждённого в результате сдвига. На этих дорогах были такие же конструкции в запасе. На место были направлены работники Мурманской дистанции пути, Петербургской дистанции инженерных сооружений № 2 и других смежных хозяйств – всего около 100 человек. Добраться до смещённой опоры сначала пытались с помощью насыпи из щебня, который подвозился вагонами-думпкарами и ссыпался с моста в реку. Однако этих мер оказалось недостаточно, и уже с берега началась подвозка скальной породы для укрепления и фиксации опоры. Планировалось, что после того, как опоры будут зафиксированы скальной породой, на домкратах поднимут мостовые пролёты, выровняют их, забетонируют новые опорные части и вернут пролёты на место. Но мост не выдержал напора воды, и 1 июня в 14.25 мостовой пролёт обрушился в реку.

Однопутный мост через реку Колу был построен в 1930 году. За минувшие 90 лет его ремонтировали дважды: в 1999 году перестраивали одну опору, а в 2014-м проводился уже капитальный ремонт.

В результате происшествия 30 мая был задержан в прибытии пассажирский поезд № 144 Вологда – Мурманск. Однако железнодорожники приняли все меры, чтобы доставить пассажиров до места назначения. На станции Выходной пассажиров пересадили в автобусы и доставили в Мурманск. Если кому-то из них нужно было выйти не на конечной станции, автобус делал по пути остановки. Расстояние от Мурманска до станции Выходной 19 км.

«Таким образом, в первый день, 30 мая, мы организовали перевозку пассажиров единственного состава, столкнувшегося с последствиями буйного потока, – говорит начальник Октябрьской региональной службы развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре Тимофей Шманёв. – Задержка в движении составила 2 часа 2 минуты. Однако уже на следующий день пассажирские поезда прибывали на станцию Выходной строго по расписанию». В настоящее время ОЖД организована доставка пассажиров, следующих поездами Санкт-Петербург – Мурманск, Москва – Мурманск и Ярославль – Мурманск, а также в обратном направлении. На вокзале Мурманска и в районе станции Выходной пассажиров ждут автобусы, заказанные административно-хозяйственным центром дороги. За два с половиной дня 8 автобусов уже совершили 56 рейсов и перевезли в обоих направлениях около 3000 пассажиров. Перевозки будут происходить, пока движение не будет восстановлено. Организация дополнительного питания пассажиров не требуется. «Все обязательства перед пассажирами мы выполняем», – подчеркнул Тимофей Шманёв.

«Сейчас наши составы из Петербурга и Москвы, следующие в Мурманск, доезжают только до станции Выходной. Там они проходят полный цикл подготовки в рейс, после чего в соответствии с действующим расписанием отправляются с пассажирами в обратный путь, – добавил начальник Северо-Западного филиала АО «ФПК» Михаил Поярков. – Такая схема работы для поездов этого направления будет применяться до завершения восстановления пути».

Многие пассажиры комментировали это происшествие в соцсетях. Так, например, Елена Кирпенёва пишет: «Из Выходного в Мурманск были организованы автобусы, причём так, чтобы все ехали сидя, стоя никого не брали. Автобусы уже ждали людей, когда приехал поезд. Тут вообще всё нормально. Предупредили нас почти за 2 часа до этого. И по связи в вагоне, и проводник, и начальник поезда».

Что касается грузового движения, то сейчас по полигону ОЖД распределено 168 вагонов, среди которых порожние контейнеры для Кольской горно-металлургической компании и «Норильского никеля», цистерны с нефтью и дизельным топливом, а также крытые вагоны с пищевыми грузами в адрес мелких грузополучателей для обеспечения работы магазинов и хлебопекарен Мурманского региона.

В оперативном штабе не смогли ответить на вопрос «Гудка», когда ремонт моста будет завершён.

Альтернативой восстановления моста может быть достройка обходной линии на Колу, части строящегося маршрута Выходной – Лавна. Этот участок изначально планировалось сдать еще в 2018 году, но работы ведутся там до сих пор.

Мурманск.jpg

Справка «Гудка»
К сожалению, это не единственное обрушение железнодорожного моста в России. В последние годы их было не меньше пяти. Так, 20 сентября 2006 года авария случилась на перегоне Листвянка – Перевлес (МЖД). Огромный трал, на платформе которого находился экскаватор, задел одну из опор. Она не выдержала и упала, увлекая за собой всю конструкцию моста. Один пролёт железнодорожного моста рухнул 7 мая 2011 года в реку Абакан в 7 км от станции Камышта Красноярской дороги (пути необщего пользования). Причиной обрушения стал подмыв одной из опор моста. 3 ноября того же года на 47-м км трассы Екатеринбург – Пермь рухнул неэксплуатируемый железнодорожный мост. А 9 сентября 2016‑го в результате обрушения железнодорожного моста в реку Березовку в Саратовской области (Приволжская дорога) опрокинулись 8 вагонов с зерном. 11 июля 2018 года в Забайкалье обрушился железнодорожный мост над рекой Кия. К счастью, все эти происшествия обошлись без жертв.
Ольга Беляева, Елена Толщихина, Давид Генкин

Cегодня в СМИ

Первые лица