Новости дня

РЖД увеличивают темп погрузки на малодеятельных ветках

Инфраструктура | Вторник | 26.05.2020 | 07:43
Ожидаемый финансовый результат по итогам 2020 года может составить почти 1 млрд руб
Ожидаемый финансовый результат по итогам 2020 года может составить почти 1 млрд руб | Инфраструктура
фото: Роман Бобков / Пресс-служба ОАО «РЖД»
ОАО «РЖД» продолжает реализацию программы по повышению эффективности эксплуатации малоинтенсивных железнодорожных линий. Ожидаемый финансовый результат от выполнения мероприятий по итогам 2020 года может составить почти 1 млрд руб.

На прошлой неделе в ходе оперативного совещании в ОАО «РЖД» генеральный директор – председатель правления холдинга Олег Белозёров предложил повторно изучить принципы работы малодеятельных линий и применить дополнительные элементы стимулирования для привлечения новых собственников.

По его словам, необходимо провести работу с АО «Корпорация «МСП» (оказывает поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства) и местными властями для того, чтобы малоинтенсивные линии холдинга имели возможность попасть в региональные программы развития.

Стоит отметить, что в Долгосрочной программе развития (ДПР) ОАО «РЖД» до 2025 года важная роль отведена работе с малодеятельными участками. Согласно документу, ключевые инициативы развития железнодорожных перевозок и инфраструктуры предусматривают повышение эффективности деятельности на малоинтенсивных железнодорожных ветках.

Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило отметил в ходе совещания, что актуализированная программа по повышению эффективности эксплуатации железнодорожных линий общего пользования подписана 10 апреля. «В рамках этой программы актуализированы и утверждены мероприятия по повышению эффективности и определён планируемый финансовый результат работы малоинтенсивных участков», – добавил он.

По состоянию на 1 мая количество таких линий на сети РЖД составило 282 (на 26 больше, чем в прошлом году). «Основная задача – не просто законсервировать эти мощности, а постараться каким-то образом вовлечь их в оборот», – сказал Алексей Шило.

Малоинтенсивные линии – это железнодорожные пути общего пользования с невысокой грузонапряжённостью и низкой эффективностью работы. В апреле погрузка на таких участках суммарно составила 7,8 млн тонн, что на 6,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
«В мае по 70 линиям (33% от общего количества) мы планируем постепенное увеличение темпа погрузки. Он составит 850 тыс. тонн с ростом к уровню прошлого года. Эти участки находятся на Октябрьской, Северо-Кавказскаой, Юго-Восточной, Приволжской и Западно-Сибирской железных дорогах», – резюмировал Алексей Шило.

Как ранее сообщал «Гудок», планы мероприятий программы по повышению эффективности эксплуатации малоинтенсивных линий делятся на четыре блока.

Первый предусматривает пересмотр технических нормативов на содержание, ремонт и техническое перевооружение линий. Второй включает в себя консервацию объектов недвижимого имущества, демонтаж и списание основных средств, а также вовлечение линии и входящего в её состав оборудования в гражданско-правовой оборот (подготовка к продаже, аренде и другим операциям). Однако это вовлечение будет возможно только после утверждения критериев Правительством РФ.

Третий блок мероприятий предполагает передачу обслуживания инфраструктуры сторонним организациям на аутсорсинг, а четвёртый – полное закрытие.

Для каждой малодеятельной линии утверждён индивидуальный «паспорт», который учитывает все особенности отдельного участка, а также конкретные мероприятия по повышению эффективности его использования.

По словам президента Института исследований проблем железнодорожного транспорта Павла Иванкина, проблему малоинтенсивных линий РЖД решают уже многие годы.

«В том числе рассматривались подходы, связанные с возможностью опытного применения на этих участках вариантов конкуренции на маршруте и конкуренции за маршрут, а также создания на них частных перевозчиков. Уже реализованы работы только в дневную смену, когда станции работают только в светлое время суток, – погрузка, выгрузка и другие необходимые операции осуществляются только днём. Кроме того, на этих участках очень часто преобладают социально значимые пассажирские перевозки, что притормаживает любые решения по этим линиям. Из-за того, что это единственная возможность сообщения между населёнными пунктами, там обязано быть пассажирское движение хотя бы в минимальном объёме, и закрытие этих линий в принципе не представляется возможным, хотя объёмов грузовой работы там практически нет», – рассказал он.

По его мнению, чтобы повысить эффективность, можно вернуться к идее передачи этих линий в управление частным компаниям.

«Передача на баланс, содержание и управление малодеятельными линиями частным компаниям поможет РЖД высвободить те ресурсы, которые сегодня тратит компания, чтобы эти участки содержать. Также этот вопрос нужно комплексно рассматривать с регионами, где проходят эти линии, и с предприятиями, которые там обслуживаются. Сейчас эта тема в принципе широко не обсуждается, но если её вынести на площадку – регион, ключевые предприятия, частные компании и РЖД, то индивидуальные решения по каждому участку можно будет найти», – считает эксперт.
Ксения Потаева

Cегодня в СМИ

Первые лица