Новости дня

Мотриса для туристов

Инфраструктура | Пятница | 22.05.2020 | 08:02
Уже в декабре все желающие смогут отправиться на экспрессе советских торфоразработок в небольшое путешествие по торфяной узкоколейке
Уже в декабре все желающие смогут отправиться на экспрессе советских торфоразработок в небольшое путешествие по торфяной узкоколейке | Инфраструктура
фото: Музей Тёсовской УЖД
В середине мая в музее Тёсовской узкоколейной железной дороги (УЖД) в посёлке Тёсово-Нетыльский Новгородской области завершили восстановление кузова и ходовой части единственной готовящейся к возобновлению регулярных поездок полностью аутентичной узкоколейной автомотрисы АМ1.

Восстановление АМ1-169 – часть проекта «Экспресс советских торфоразработок», реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов и предполагающего организацию туристических поездок по Тёсовской УЖД на действующем музейном экспонате до конца года.

Автомотриса АМ-1 выпускалась на Демиховском заводе с 1962 по 1972 год. За это время было выпущено менее 300 машин. Из них к нынешнему времени в стране сохранились единицы, и те в подавляющем большинстве в виде прогнивших кузовов. АМ1-169 была выпущена в 1968 году и поставлена на лесовозную Аникинскую УЖД в Кировской области, где её и нашли во время экспедиции в 2017 году сотрудники музея Тёсовской УЖД.

Директор музея Алексей Помигуев рассказал «Гудку», что в ходе эксплуатации автомотрисы на Аникинской узкоколейке произошло её лобовое столкновение с лесовозным сцепом, что привело к сильной деформации одной из кабин. К тому же её кузов использовался в качестве аккумуляторной мастерской, и из-за постоянного проливания кислоты пол и часть боковых стен были сильно разъедены. Кузов также перемещали трелёвочным трактором, что в итоге привело к сильным деформациям боковых стен.

Для восстановления кузова необходим был «донор». «Нам удалось найти в Тёсово-Нетыльском половину кузова автомотрисы АМ1-267, которая использовалась в качестве подсобного помещения и стала «донором» наиболее повреждённых частей кузова АМ1-169», – говорит Алексей Помигуев.

Над восстановлением автомотрисы трудится команда музея, состоящая в основном из энтузиастов-добровольцев. К середине нынешнего мая основные работы по воссозданию кузова были завершены.

В мае состоялась первая выкатка с испытанием ходовой части. Автомотрису повозили тепловозом по путям, убедившись в надёжности работы установленных деталей. Изначально в распоряжении музейщиков оказались две поддерживающие тележки машины, которые также были найдены на других узкоколейных железных дорогах.

«Пришлось выполнить ряд манипуляций для переделки одной из них в ведущую, – объясняет Дмитрий Бехтерев, один из создателей музея. – Были изготовлены и приварены крепления реактивных тяг осевых редукторов, изготовлена и приварена поперечная усиливающая пластина, выполнена прорезка отверстия в люльке для возможности установки карданного вала между осевыми редукторами».

Не менее интересна история сбора деталей для силовой установки автомотрисы. Оригинальные узлы и агрегаты были обнаружены в Румынии. Они сохранились благодаря тому, что в 2000 году из России в Германию были вывезены автомотрисы АМ1-003 и АМ1-258, которые в 2011-м были проданы в Румынию компании Calea Ferata Ingusta для использования в экскурсионных поездках по узкоколейной железной дороге в городе Вишеу-де-Сус. Автомотрисы подверглись глубокой модернизации с установкой других силовых агрегатов.

«В 2019 году мы узнали о том, что агрегаты от АМ1-258 демонтированы, но ещё не утилизированы, и договорились с руководством Calea Ferata Ingusta об их приобретении», – вспоминает Алексей Помигуев.

Так на родину вернулись коробка передач, реверс-режимная коробка, контроллеры управления мощностью двигателя и контроллеры переключения передач и реверса, двигатель ЯАЗ-М204 с оригинальным сервоприводом регулятора числа оборотов, пакетники переключения реверса, компрессор. Работа по восстановлению силовой установки приближается к финалу.

Летом планируется воссоздать внутри автомотрисы аутентичный интерьер, осенью – протестировать её на ходу, а в декабре – запустить в эксплуатацию. С этого времени желающие смогут отправиться на экспрессе советских торфоразработок в небольшое путешествие по торфяной узкоколейке, погрузившись в атмосферу трудовых подвигов советских торфодобытчиков и железнодорожников.

Тёсовская УЖД является сегодня одной из немногих действующих узкоколеек в стране, где осуществляется регулярное движение туристических поездов. Отличительной особенностью Тёсовской УЖД является то, что она расположена на действующем торфопредприятии, что позволяет посетителям музея увидеть её в настоящей работе и узнать интересные факты о торфяной промышленности нашей страны. Алексей Помигуев сообщил, что большую помощь музею и дороге оказывает также ОАО «РЖД». В частности, в 2016 году Дирекцией тяги музею Тёсовской УЖД был передан действующий узкоколейный локомотив ТУ2-155, который и восстановлен был силами локомотивного комплекса РЖД. В 2018 году музей безвозмездно получил от РЖД четыре пассажирских узкоколейных вагона. Ежегодно Тёсовская УЖД получает от РЖД старогодные деревянные шпалы, используемые для ремонта пути.
Игнат Вьюгин

Cегодня в СМИ

Первые лица