Новости дня

АО «Укрзализныця» переходит на новую систему учета ТМЦ

Инфраструктура | Четверг | 16.04.2020 | 07:50
Нанесение QR-кодов и штрихкодов на запасные детали позволит через сканер находить деталь в системе учёта
Нанесение QR-кодов и штрихкодов на запасные детали позволит через сканер находить деталь в системе учёта | Инфраструктура
Depositphotos/Legion-media
АО «Укрзализныця» (УЗ) планирует перейти на новую систему маркировки и учёта товарно-материальных ценностей (ТМЦ). На комплектующие и запасные части, которые компания использует в производственном процессе, будут наноситься QR- и штрихкоды, чтобы контролировать их наличие и движение на складах, а также предотвратить хищения.

Новую систему учёта ТМЦ подготовил Департамент оперативного мониторинга УЗ. Как пояснил «Гудку» начальник департамента Эдуард Ступак, сейчас программа находится на согласовании в причастных службах компании, после решения правления о её применении станет понятно, сколько времени потребуется филиалам УЗ на то, чтобы начать работать по новым правилам.

«Сейчас наличие и движение ТМЦ контролируется неэффективно. На складах УЗ хранится значительное количество комплектующих, которые снимают с подвижного состава во время ремонта. Это ценный ресурс, позволяющий сэкономить значительные средства, так как зачастую дешевле использовать старогодные запчасти, чем закупать новые», – отметил Эдуард Ступак.

По его словам, в первую очередь будет изменена технология присвоения номенклатурных номеров деталям, она будет единой для всех подразделений УЗ. Сейчас каждый региональный филиал проводит такую процедуру самостоятельно и на своё усмотрение, в результате одна и та же деталь числится на складах под разными номерами.

Нанесение QR-кодов и штрихкодов на запасные детали позволит через сканер находить деталь в системе учёта и получить информацию о производителе, дате выпуска, сроке эксплуатации, о прохождении ремонта и другие сведения, уточнил Эдуард Ступак.

В то же время, как считает экс-заместитель министра инфраструктуры Александр Кава, вряд ли новая система учёта позволит УЗ предотвратить хищения комплектующих даже с QR-кодами и штрихкодами. Кроме того, сомнительно, что эта идея может быть вообще реализована.

«Сейчас в УЗ сложилась такая ситуация, что всё идёт к смене правления компании и наблюдательного совета, так как на Украине железная дорога находится в центре интересов многих олигархов. И действующие менеджеры просто ради того, чтобы удержаться в креслах и продемонстрировать свою значимость, предлагают любые новации. Пока не будет назначен новый глава правления, не будут реализованы никакие проекты. И проблема УЗ не только в маркировке запчастей, а в том, что прошлый руководитель правления, чтобы показать максимально большую бухгалтерскую прибыль, закупал всего лишь 10% деталей, необходимых для ремонта локомотивов. Из-за этого обыденной стала практика выхода на линию даже под пассажирские поезда электровозов с одним или двумя неработающими электродвигателями. А это прямое нарушение Правил технической эксплуатации на железной дороге», – рассказал «Гудку» Александр Кава.

Он также отметил, что по фактам кражи комплектующих и других коррупционных сделок в УЗ правоохранительные органы, как правило, не возбуждают уголовные дела, то есть это явление неистребимо.

Как ранее писал «Гудок», с хищениями на производстве УЗ борется давно всеми доступными способами. Так, в декабре 2018 года в компании создали новую базу данных комплектов литья, колёс и номерных деталей подвижного состава, чтобы предотвратить разукомплектование вагонов.

По словам директора Департамента вагонного хозяйства УЗ Олега Мотина, чаще всего крадут наиболее доступные и металлоёмкие детали тормозного оборудования вагонов (главные и магистральные части воздухораспределителей, авторежимы, затяжки горизонтальных рычагов), крепёжные крышки буксовых узлов. Их сдают на металлолом или перекрашивают, наносят новые номера, подделывают сертификаты качества и перепродают.

Поэтому компания утвердила регламент, по которому ремонт тормозной системы вагонов можно выполнять в пункте технического осмотра или на вагоноремонтных предприятиях только при предъявлении документов, свидетельствующих об оригинальности деталей. Но поскольку спустя короткое время в УЗ решили изменить систему учёта ТМЦ, становится понятным, что ранее принятых мер явно недостаточно.
Елена Кудрявцева

Cегодня в СМИ

Первые лица