Новости дня

Быть наставником – это призвание

Инфраструктура | Четверг | 09.04.2020 | 07:47
Качество работы молодых сотрудников зависит от кураторов
Качество работы молодых сотрудников зависит от кураторов | Инфраструктура
Максим Каширин/Пресс-служба ОАО «РЖД»
Быть наставником – это призвание, ведь далеко не все обладают чувством эмпатии, а также смелостью взять на себя ответственность за действия подопечного. Такого мнения придерживается дежурная по станции Тайшет Восточно-Сибирской дороги Ольга Станкевич. За свою почти 30-летнюю карьеру она подготовила более 10 молодых железнодорожников и в прошлом году вошла в число лучших наставников станции.

Профессиональный путь Ольги Станкевич был предопределён с детства. Она родилась в железнодорожной семье – её отец работал слесарем в электроцехе локомотивного депо, а мама – в узловой расчётной группе, которая занималась формированием зарплат. «Когда я была маленькой, папа брал меня на первомайскую демонстрацию, и я гордо шла в колонне работников локомотивного депо. Железная дорога была частью нашей жизни», – вспоминает Ольга Владимировна.

Её первая работа – табельщик в вагонном депо, куда она устроилась в 1987 году сразу после окончания школы. Потом она перевелась на должность оператора-списчика в техконтору станции Тайшет, где её наставником стала Татьяна Георгиевна Чуракова. «Помню, она только взглянула на меня и сразу велела приступать к работе. Под её руководством уже через два месяца я пошла на повышение, – говорит Ольга Владимировна. – Татьяна Георгиевна была очень хорошим наставником. Она не только помогала мне в работе, но и привлекала к общественной деятельности. У нас был очень дружный коллектив, проводились творческие вечера. В результате работа приносила массу положительных эмоций, и я трудилась с полной отдачей».

Параллельно с работой Ольга Владимировна заочно поступает в Иркутский институт инженеров железнодорожного транспорта (ныне – ИрГУПС) на специальность «управление процессами перевозок». «Учёба мне очень нравилась, с работой при этом не возникало никаких проблем», – говорит она.

Энтузиазм и активность молодой железнодорожницы заметило начальство – сначала её назначили дежурным по железнодорожной горке, а после окончания института – дежурным по станции Тайшет. Под руководством опытного наставника дежурного по станции Надежды Анатольевны Максимовой она быстро овладела нюансами профессии. «Я помню своё первое «окно» (регламентированный период времени, в течение которого прекращается движение поездов по перегону, его отдельным путям или станции для проведения ремонтных и строительно-монтажных работ. – Ред.). Закрывался второй путь перегона Тайшет – Акульшет, а по первому пути движение поездов организовывалось по телефонным средствам связи. У меня всё получилось, поезда поехали в соответствии с графиком. Тогда я шла домой очень уставшая, но чувствовала за спиной крылья, – вспоминает железнодорожница. – Я по натуре гиперответственный человек и в работе чётко осознаю, что отвечаю не только за безопасность движения, но и за работников и пассажиров».

Сегодня Ольга Владимировна продолжает трудиться дежурным по станции Тайшет, и в следующем году она отпразднует 30-летие трудовой деятельности. «Работа дежурного по станции – крайне ответственная. Ситуация на сети меняется ежесекундно, поэтому нужно быть очень внимательным и собранным, а также уметь оперативно принимать решения. Именно этому я сейчас учу младших коллег», – говорит она.

Стать наставником Ольге Владимировне в своё время предложило руководство станции. И она не отказалась. «Без наставничества в нашей работе никуда. Ведь очень часто на станцию приходят ребята сразу после окончания университета. У них есть хорошая теоретическая подготовка, но нет опыта работы. Именно поэтому для обеспечения бесперебойного и безаварийного движения первые профессиональные шаги начинающие дежурные должны делать под присмотром опытных работников», – уверена Ольга Станкевич.

Она обучила более 10 стажёров, с каждым из них работала минимум два месяца – по 28 смен. Как правило, стажировка проходит сразу за пультом (допуск к которому практиканты получают заблаговременно в ревизорском аппарате). «Я даю задание, сажусь рядом и наблюдаю. Конечно, сначала стажёр боится, оборачивается на меня. И тут главное – помочь ему побороть страх самостоятельности, но в то же время дать понять, что ты всегда придёшь на помощь, – пояснила Ольга Владимировна. – По возможности мы вместе изучаем рабочие инструкции и распоряжения. Правда, время не всегда это позволяет, поэтому очень часто я даю задание разобраться в них дома самостоятельно, а на следующей смене проверяю знания».

После окончания стажировки практикант сдаёт экзамен, после которого задача наставника – понаблюдать за его работой ещё шесть смен. «Но даже после того, как он становится полноценным работником, я продолжаю оказывать поддержку, если она необходима, ведь наставник – это не только преподаватель, но и верный товарищ», – говорит Ольга Владимировна.

По мнению железнодорожницы, хороший наставник должен обладать такими качествами, как эмпатия, внимательность и доброжелательность, а также терпение и желание помочь. «Необучаемые люди встречаются крайне редко. Поэтому качество работы молодых специалистов во многом зависит от того, сумели ли их наставники грамотно донести информацию, передать свой опыт», – уверена она.

Чтобы быть в курсе последних технических и технологических новшеств на железнодорожном транспорте, Ольга Владимировна постоянно совершенствует свои знания. «Работа дежурного по станции – это постоянная учёба. Раз в квартал я обязательно отрабатываю рабочие действия на виртуальном тренажёре в системе дистанционного обучения ОАО «РЖД» «КАСКОР». Регулярно прохожу дистанционные курсы повышения квалификации. На станции проходят технические занятия в том числе для ознакомления с новыми инструкциями и распоряжениями», – рассказала она.

По мнению Ольги Станкевич, в компании выстроена хорошая система мотивации наставников – им выплачивается 15% от должностного оклада за одного стажёра (в случае если в течение года после стажировки он не допустит ни одного промаха в работе – наставнику дадут ещё одну выплату в размере 30% от оклада), проводятся и наставнические конкурсы. В прошлом году Ольга Владимировна заняла второе место в семинаре-тренинге «Наставник-2019», который проходил на станции Тайшет. «Мы участвовали в деловых играх и психологических тренингах. Я неплохо себя проявила и получила грамоту от начальника станции и денежную премию. Радует, что наставников поддерживают и поощряют», – рассказала она.
Юлия Антич

Cегодня в СМИ

Первые лица