Новости дня

Солярка уходит в прошлое

Инфраструктура | Пятница | 27.03.2020 | 07:29
К 2022 году планируется перевести на альтернативные виды топлива все дизельные котельные на полигоне дороги
К 2022 году планируется перевести на альтернативные виды топлива все дизельные котельные на полигоне дороги | Инфраструктура
Иван Куртов
На станции Беломорск Октябрьской дороги введена в эксплуатацию автоматическая котельная. Её основное отличие от традиционных угольных котельных – использование бурого угля, который за счёт медленного горения дает минимальное количество золошлаков. Топливо доставляется и хранится в специальной герметичной таре – мягких контейнерах (биг-бэгах), что обеспечивает чистоту прилегающей территории.

Процесс подачи угля в камеру сгорания полностью автоматизирован и не требует участия и присутствия человека. Оператор при необходимости управляет котлом дистанционно. Большой загрузочный бункер обеспечивает работу котельной до пяти дней без пополнения угля.

Автоматическая угольная котельная в Беломорске была построена в рамках реализации проекта по внедрению ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте, включающего в себя перевод дизельных котельных на альтернативные виды топлива.

Комплекс ресурсосберегающих и природоохранных мероприятий, позволяющих снизить техногенное воздействие на окружающую среду, реализуется и в Волховстроевском регио­не Октябрьской дороги. Так, в прошлом году в границах региона удалось достигнуть снижения выбросов вредных веществ в атмосферу более чем на 5 тонн за счёт модернизации и перевода угольных котельных на электричество.

Сегодня на балансе Октябрьской дирекции по тепловодоснабжению (ОДТВ) находятся 200 котельных, из которых эксплуатируются 173 (27 по различным причинам законсервированы). При этом на электричестве работают 47 из них, на пеллетах – 39, на угле – 30, на природном газе – 26, на мазуте – 20, на дизельном топливе – 9, на сжиженном углеводородном газе – 2.

В прошлом году 7 из 15 находящихся в разных регионах дороги котельных были переведены с дизельного топлива на пеллеты. Поясним, что пеллеты – биотопливо, небольшие гранулы, получаемые из торфа, древесных отходов и отходов сельского хозяйства.

Перевод котельных на биотопливо обусловлен соображениями экономического и экологического характера. Сегодня цена дизтоплива составляет примерно 45 тыс. руб. за тонну, тогда как стоимость пеллетов колеблется от 8 до 12 тыс. руб. за тонну. Кроме того, как пояснили специалисты отдела эксплуа­тации объектов тепловоснабжения, экологическое влияние дизтоплива оценивается как высокое, а пеллетов – как низкое.

Правда, у дизельного топлива теплота сгорания выше. То есть, чтобы нагреть один и тот же объём воды до одинаковой температуры, пеллетов требуется значительно больше, чем солярки.

«ОАО «РЖД» выделило средства для реализации инвестиционной программы по переводу котельных на том условии, что срок окупаемости перевода каждой котельной на другой вид топлива не должен превышать семь лет», – говорит начальник отдела эксплуатации объектов теплоснабжения ОДТВ Марья Богданова.

Как показывает практика, задание это вполне выполнимо. Так, на станции Свирь Волховстроевского региона перевод котельной обошёлся в 12,5 млн руб., а экономический эффект уже за первые девять месяцев 2019 года составил 2,4 млн руб., или почти 20% от стоимости затрат на переоснащение; на станции Печоры – соответственно 6,6 и 0,692 млн руб., т.е. более 10%.

Перевод на другой, альтернативный вид топлива означает фактически строительство новой котельной. Первый год после перевода старая котельная должна находиться в рабочем состоянии, затем оборудование демонтируют. При этом какие-то узлы могут быть использованы на других котельных.

Почему процесс перевода начался только в 2018 году? По мнению специалистов, это вызвано тем, что несколько лет назад по всей стране произошёл резкий скачок цен на солярку, вследствие чего эксплуатировать такие котельные стало экономически невыгодно.

К 2022 году планируется перевести на альтернативные виды топлива все дизельные котельные на полигоне Октябрьской дороги.
Светлана Канаева, Давид Генкин, Октябрьская магистраль

Cегодня в СМИ

Первые лица