Новости дня

Автозапуск для тепловозов

Инфраструктура | Четверг | 26.03.2020 | 08:01
Систему можно применять на станциях с низкой загрузкой в период простоя маневрового локомотива
Автозапуск для тепловозов
Максим Каширин/Пресс-служба ОАО «РЖД»
На Октябрьской дороге завершился первый этап установки и апробации системы автоматического запуска и остановки дизеля тепловозов.

За 9 месяцев эта система была установлена на 100 секциях тепловозов серий ТЭМ18ДМ и ТЭМ18Д в шести эксплуатационных локомотивных депо. По подсчётам специалистов, годовой экономический эффект от её использования составит около 10 млн руб.

Оснащение локомотивов системой автоматического запуска и остановки дизеля тепловоза (САЗДТ) – это часть инвестиционного проекта «Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте». Ожидается, что в холодное время года система позволит сэкономить на горячем прогреве от 35 до 40% топливно-энергетических ресурсов, а в весенний и осенний периоды – от 80 до 85%.

Система запуска дизельного двигателя – самая ресурсозатратная, потому что на станциях с низкой загрузкой тепловозы часто простаивают, при этом они должны быть готовы в любой момент начать движение. Поэтому в холода машинист старается не отключать двигатель, поскольку на его запуск уходит до 40 минут. В связи с этим локомотивы часто работают на холостом ходу и малых нагрузках, впустую расходуя топливо. А система САЗДТ помогает оптимально расходовать ТЭР.

По словам заместителя начальника технического отдела Октябрьской дирекции тяги Павла Никулушкина, САЗДТ можно применять на станциях с низкой загрузкой в период простоя маневрового локомотива. «В сезон холодов, при температурах ниже +5°С, машинист-прогревальщик должен руководствоваться инструкцией по прогреву и контролировать прогрев до шести секций тепловозов одновременно. Но по факту секций может быть больше. Тогда режим прогрева нарушается и дизель работает дольше установленного инструкцией времени. Поэтому часто локомотивы работают на холостом ходу и малых нагрузках, в горячем простое, впустую расходуя топливо», – пояснил он.

Новая система позволяет автоматически запускать и отключать дизель для прогрева в отстое благодаря регулированию температуры охлаждающей жидкости. САЗДТ работает в двух режимах: самопрогрева при отстое тепловоза и при запуске дизеля в режиме помощи аккумуляторной батарее тепловоза накопителем энергии.

При снижении температуры масла в картере дизеля менее 35 °С включается запуск. В случае когда температура поднимается выше 60°С, система отключает дизель и запускает насосы прокачки воды. Автоматический запуск её во время движения невозможен, поскольку при его начале САЗДТ выводится из работы нажатием кнопки.

«Если локомотив не работает более 15 минут, система сообщает машинисту о выключении дизеля, – говорит Павел Никулушкин. – Если у машиниста на ближайшее время никаких задач нет, он игнорирует сообщение и система автоматически выключает дизель. Таким образом экономится дизельное топливо и трудозатраты машиниста, ведь контроль за включением и выключением двигателя ведётся автоматически. Конечно, включить и выключить двигатель несложно. Но это самостоятельная технологическая операция, требующая постоянного контроля».

Кроме того, система следит за правильностью сборки штатной пусковой схемы тепловоза, контролирует уровни охлаждающей воды, топлива и давления масла и, если что-то идёт не так, сообщает об этом машинисту и включает сирену. В кабине находится пульт управления, где фиксируются сигналы от датчиков контроля температуры, давления, воды и уровня топлива.

Система может работать автономно либо вместе с регистратором параметров движения маневрового тепловоза (РПДА-Т). Все данные регистрируются и передаются на сервер по сотовой связи.

«Считывание файлов поездок реализовано только с 68 тепловозов, оборудованных системами РПДА-Т и САЗДТ, – говорит Павел Никулушкин. – Что касается остальных 32 тепловозов, оборудованных системами АПК БОРТ и САЗДТ, сейчас ведутся работы по отладке ПО и корректной передаче информации о параметрах работы тепловоза, собранной системой АПК БОРТ в отчёт на общий сервер».

Второй этап оснащения этой системой начнётся в следующем году, когда расчётный экономический эффект подтвердится в реальности.
Марина Литвинова

Cегодня в СМИ

Первые лица