Инфраструктура / 24.03.20 07:12

Участвовать в проектах улучшений может каждый

Игорь Гордиенко, главный инженер Забайкальской дороги

Игорь Гордиенко, главный инженер Забайкальской дороги | Инфраструктура
фото:Александр Дряев / ИД «Гудок»

В 2019 году Забайкальская дорога достигла поставленных компанией целей в области экономии всех видов ресурсов от проектов бережливого производства. О результатах улучшений, внедрённых с начала этого года, и планах – наш разговор.

– Игорь Анатольевич, какие проекты бережливого производства планируется реализовать в этом году и с каким экономическим эффектом?

– В 2020 году у нас не менее амбициозные планы, чем в прошлом. Компания поставила цель получить от проектов бережливости не менее 102 млн руб. до 1 сентября 2020 года. На сегодняшний день результат экономически эффективных проектов на дороге составляет 28 млн руб. За первый квартал реализовано уже 35 проектов улучшений. Например, проекты Забайкальской дирекции тяги, направленные на сокращение непроизводительного времени локомотивных бригад и экономию топлива и электроэнергии. К числу наиболее экономически эффективных относится проект эксплуатационного локомотивного депо Белогорск – «Переход на холостой ход при ведении грузового нечётного поезда на участке Благовещенск – Белогорск». Он направлен на снижение непроизводительного расхода топлива за счёт вывода в режим холостого хода одной секции тепловоза при вождении легковесных поездов. Оценённый годовой экономический эффект по итогам проекта составляет 6572 тыс. руб.
Также реализован мультифункциональный проект путевой машинной станции (ПМС) № 247 (станция Зун-Торей) совместно с Борзинской дистанцией электроснабжения, направленный на повышение производительности работы козловых кранов на производственной базе ПМС. Там была создана специальная троллейная линия для питания этих кранов. Это позволило повысить эффективность процесса погрузки и выгрузки материалов верхнего строения пути на путях базы ПМС, увеличить полезную длину участка производства работ (фронта погрузки и выгрузки), исключить работы по ежесменному и ежемесячному обслуживанию кабеля и содержанию деревянного лотка. За счёт экономии материалов, ранее затрачиваемых на содержание лотка и кабельной линии, достигается экономический эффект 1,077 млн руб.

– Какие проекты предложены в этом году к тиражированию на сети?

– Что касается инфраструктурных проектов, то передовики на протяжении трёх последних лет в этом хозяйстве – эсцебисты. Вот и в этом году они предложили проект, который, думаю, будет тиражироваться на сеть, – «Использование релейного шкафа для разводки кабеля». При анализе эксплуатации бетонных фундаментов мачтовых светофоров выявлены потери на ожидание доставки новых материалов, лишние этапы обработки и завышенная стоимость кабельных муфт РМ7-49.
Для исключения потерь при капитальном ремонте или реконструкции станции для разделки кабеля решено использовать шкаф кабельный напольный (ШКН) вместо кабельных муфт. А при отсутствии ШКН предлагается использовать бывший в употреблении релейный шкаф.
Реализация проекта поможет сократить затраты на приобретение материалов. Экономический эффект от этого проекта в Ерофей Павловичской дистанции сигнализации, централизации и блокировки уже составил около 246 тыс. руб. От запуска проекта в тираж он кратно увеличится.

– Расскажите о наиболее эффективных мультифункциональных проектах, запланированных к реализации в этом году?

– Забайкальская дирекция закупок и снабжения запланировала реализацию двух мультифункциональных проектов, эффект от которых будет получен, кроме самих снабженцев, ещё региональными дирекциями тяги, инфраструктуры и по ремонту тягового подвижного состава. Только для самой дирекции снабжения экономия составит 7,71 млн руб. Мультифункциональный проект по оптимизации процесса поставки товарно-материальных ценностей для структурных подразделений в границах станции Карымская заключается в исключении потерь в виде транспортировки, излишних перемещений, практически на всех этапах поставки и отгрузки товарно-материальных ценностей. На станции принято решение о внедрении логистической концепции «Точно в срок». Движение материальных потоков будет организовано в необходимом количестве и точно в установленный срок. Доставка будет осуществляться автотранспортом с главного материального склада станции Чита непосредственно в структурные подразделения, расположенные в границах станции Карымская, по принципу «от двери до двери» .
Помимо сокращения непроизводительных потерь Забайкальской дирекции снабжения, сокращаются потери (в виде транспортировки) и, как следствие, транспортные расходы структурных подразделений дороги, дислоцирующихся в границах Карымской. Аналогичный проект будет реализован в Свободненском отделе материально-технического обеспечения.

– В каких подразделениях в первом квартале запустили процесс непрерывных улучшений производственных процессов?

– Прежде всего мы проводим глубокий анализ барьерных мест на магистрали, по результатам которого выявляем подразделения, где проекты бережливого производства наиболее необходимы. Если говорить о путевом комплексе, то в девяти дистанциях пути проекты связаны с уменьшением кривых малого радиуса, в четырёх – с сокращением времени на устранение отказов технических средств. Структурные подразделения на участках Тарская – Шилка и Красная Падь – Ушумун будут заняты планированием проектов для увеличения пропускной способности. Сегодня в структурах ведётся работа по реализации улучшений, оформление проектов будет позже.

– Как привлекаете сотрудников к участию в программе бережливого производства? Как организовано обучение, материальная и нематериальная мотивация?

– В каждом структурном подразделении 14 региональных дирекций, участвующих в проекте бережливого производства, созданы оперативные рабочие группы в составе технического, экономического блоков и блока по нормированию под председательством главных инженеров. Практически все эти сотрудники прошли техническую учёбу или курсы повышения квалификации в местных вузах (Иркутском, Забайкальском, Дальневосточном госуниверситетах путей сообщения) и в Корпоративном университете ОАО «РЖД».
Служба технической политики ежеквартально проводит методические и обучающие семинары, форсайт-сессии и видеоконференции по отработке практических навыков по бережливому производству. В этом участвуют не только представители блока главного инженера, но и экономического блока, от компетентности которых зависит своевременный расчёт экономического эффекта по проектам и премирование рабочих групп. Размер премий авторов зависит от суммы полученного экономического эффекта.
Сотрудники могут также рассчитывать на дополнительное поощрение за счёт средств фонда начальника дороги.
Для реализации проектов бережливого производства привлекаются специалисты различных направлений, состав экспертов, входящих в оперативные рабочие группы, определяется главными инженерами. Участвовать в реализации проектов может любой работник предприятия, независимо от квалификации и занимаемой должности.

Подготовил Сергей Донцов

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

Пресс-релизы

В раздел →