Инфраструктура / 18.03.20 08:04

На опыте зарубежных коллег

В прошлом году ОАО «РЖД» были организованы стажировки работников на железные дороги иностранных государств

В прошлом году ОАО «РЖД» были организованы стажировки работников на железные дороги иностранных государств | Инфраструктура
фото:Иван Шаповалов / Пресс-служба ОАО «РЖД»

С 2016 по 2019 год рост производительности труда в ОАО «РЖД» составил 27%, в планах – ежегодное увеличение этого показателя на 5%. Для решения этой задачи в компании используются разные методы, в том числе изучение опыта зарубежных коллег. 

С момента создания ОАО «РЖД» проводит системную работу по повышению производительности труда и оптимизации численности сотрудников. Одним из ключевых параметров Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» предусмотрено ежегодное повышение производительности труда в среднем на 5% в год. Как рассказали в Департаменте по организации, оплате и мотивации труда, для этого в ОАО «РЖД» внедряют новую технику и технологии производственных процессов с низкой трудоёмкостью, осуществляют цифровизацию производственных бизнес-процессов, переобучение работников. «Как итог – за последние четыре года рост производительности труда составил 27%», – сообщил на итоговом заседании правления ОАО «РЖД», состоявшемся 11 декабря 2019 года, генеральный директор – председатель правления холдинга Олег Белозёров.

Напомним, согласно рейтингу, составленному в 2017–2018 годах ОАО «РЖД» в сотрудничестве с консалтинговой компанией PwC, по уровню производительности труда РЖД занимали 4-е место в мировом рейтинге и 1-е среди стран с интегрированными грузовыми и пассажирскими перевозками. При проведении анализа семь стран (США, Канада, Австралия, Франция, Германия, Китай и Индия) были разделены на две категории: страны, имеющие компании с разделённым грузовым и пассажирским движением (США, Канада, Австралия), и страны, где железнодорожные компании осуществляют одновременно все виды перевозок.

«За последние три года ОАО «РЖД» показало внушительный результат по повышению производительности труда. Результаты у иностранных коллег скромнее, – подчёркивает партнёр PwC Вячеслав Буевский. – Мы считаем, что во многом время быстрых побед прошло и дальше компании необходимо искать и переходить на принципиально новые технологии, которые бы обеспечили повышение производительности труда».

«В рамках Научно-технического совета ОАО «РЖД» ставится задача повышения производительности труда в любом сегменте компании, в любом подразделении, – подчёркивает заместитель генерального директора – главный инженер ОАО «РЖД», заместитель председателя Научно-технического совета Сергей Кобзев. – Чтобы решить эту задачу, надо детально разбираться с организацией работы на каждом участке, её оценкой, а также искать новые подходы к решению данного вопроса».

Так, с целью изучения иностранного опыта по повышению производительности труда в прошлом году ОАО «РЖД» были организованы стажировки работников на железные дороги иностранных государств.

В делегации вошли представители центрального аппарата управления ОАО «РЖД», филиалов и дорог, занимающихся вопросами пассажирского и грузового комплекса, а также обслуживанием инфраструктуры, представители научно-конструкторских бюро, специалисты кадрового блока компании.

Российские железнодорожники и учёные в течение 2019 года побывали в Австрии, Германии, Испании, Китае, Японии, Франции и Республике Корея. 

«Мы понимаем, что сравнение РЖД с иностранными дорогами не всегда корректно – несопоставимые территории обслуживания, объёмы перевозок, климатические условия. Но наличие собственного ценного опыта не исключает получения новых полезных знаний», – пояснил первый заместитель Департамента по организации, оплате и мотивации труда ОАО «РЖД» Андрей Тихомиров.

Общий мировой тренд в части повышения производительности труда – цифровизация процесса перевозок. В прошлом году была утверждена Стратегия цифровой трансформации ОАО «РЖД» до 2025 года, уже реализован проект построения информационного пространства сквозного процесса вагоноремонтного комплекса, построены договорные отношения с цифровой доверительной средой. В компании начали создавать «цифровых двойников». Приступил к работе Главный центр управления российскими железными дорогами: на одной площадке в общей системе контроля и мониторинга интегрированы информационные потоки по всем видам деятельности со всех уровней.

В деле цифровизации ОАО «РЖД» принципиально не отстаёт от своих зарубежных коллег, но есть куда развиваться.

Так, за рубежом взаимодействие между сотрудниками железнодорожных компаний всё чаще происходит в режиме онлайн. Мобильные средства связи есть и у ремонтных бригад, и у других технических служб.

Например, в Китае (China Railway Corporation) на планшеты, телефоны бригадам приходит техзадание, сроки его выполнения. Там же бригада формирует отчёт о проделанной работе. Предусмотрена и видеофиксация проделанной работы. «Это всё сокращает общее время выполнения работ», – считает главный инженер Октябрьской дороги Виталий Попов.

Ещё одно направление по росту производительности труда – совершенствование технологий ремонта и содержания пути. Компании стараются перейти от системы планового ремонта к превентивной диагностике за счёт цифровых технологий.

Например, компания SNCF (Французский государственный железнодорожный оператор) ставит задачу к 2025 году уйти от неэффективных пеших обходов объектов инфраструктуры. Для этого внедряется новая система диагностики технического состояния объектов инфраструктуры.
«С помощью стационарных датчиков проверяется всё – натяжение контактного провода, температура, сила бокового ветра, наведённые токи, напряжение. В настоящий момент в SNCF число работников, занятых текущим содержанием пути в расчёте на 100 км эксплуатационной длины, в два раза меньше, чем в РЖД – 50 вместо 100», – поясняет Андрей Тихомиров.

В РЖД в настоящий момент прорабатывается вопрос организации движения поездов в одно лицо – на определённых участках такое движение уже осуществляется. За рубежом по-разному смотрят на это. Например, в Испании и Франции движение осуществляется одним железнодорожником, в Китае – двумя. В Японии (Japan Railways Group), как рассказал начальник Департамента технической политики ОАО «РЖД» Владимир Андреев, в настоящий момент также рассматривают возможность организации движения в одно лицо в пассажирском комплексе. «Кондукторов заменит система камер и умных датчиков, которые будут транслировать информацию о происходящем на пульт управления машиниста», – пояснил он.

В целях оптимизации штатной численности многие идут на совмещение профессий. Например, в SNCF технический осмотр (цель – выявить и устранить неисправности, угрожающие безопасности движения поезда) и коммерческий осмотр (проводится для определения пригодности вагонов для погрузки конкретного груза в составе поезда) вагонов осуществляется одним лицом. Как отметил главный инженер Свердловской дороги Алексей Пидяшов, в РЖД возможно рассмотреть изменение расчёта нормативной численности приёмщиков поездов с учётом передачи функций коммерческого осмотра осмотрщикам вагонов.

В ближайшее время будет подготовлена дорожная карта с конкретными предложениями, которые могут быть применимы в РЖД для повышения производительности труда, пояснил Андрей Тихомиров. «Кроме того, мы рассматриваем возможность организации стажировок в странах-лидерах – Канаде, Австралии», – сказал он.

Виталий Маслюк

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Популярное из регионов

Актуальное

Пресс-релизы

В раздел →