Инфраструктура / 13.03.20 08:57

Новый вагон испытаний контактной сети повысит качество её диагностики

На Красноярской железной дороге заработал ВИКС нового поколения

На Красноярской железной дороге заработал ВИКС нового поколения | Инфраструктура
фото:Владимир Литвинов

В среду, 11 марта, вагон испытаний контактной сети (ВИКС) нового поколения отправился в свою первую инспекционную поездку по маршруту Красноярск – Иланская.

Новый вагон, оснащённый самым современным оборудованием, не только усовершенствует технологию и качество диагностики контактной сети, но также поможет существенно сократить количество отказов технических средств и повысить уровень безопасности движения поездов.

Этот подвижной состав официально включён в график поездок на 2020 год, ему присвоен восьмизначный номер, который позволит проводить диагностику контактной сети, передвигаясь в составе пассажирских поездов.

Участок обслуживания вагона составляет 3328 километров – такова протяжённость главных электрифицированных путей Красноярской магистрали, которые подлежат проверке. Ведущий инженер технического отдела Красноярской дирекции по энергообеспечению Елена Мезенцева считает, что поступление новинки – важное событие:

– В процессе технического перевооружения сферы диагностики энергохозяйства на сети дорог каждый год будут появляться по три таких вагона, пока парк полностью не будет обновлён. В 2019 году поставки были запланированы на Красноярскую, Западно-Сибирскую и Свердловскую дороги.

Новинка поступила в распоряжение дорожной электротехнической лаборатории на смену старому вагону. В конце февраля бригада из трёх механиков и начальника вагона осваивала новую технику и совместно с разработчиком настраивала программное обеспечение под особенности работы на Красноярской дороге. Помогала им в этом делегация из Санкт-Петербурга – представители завода-изготовителя.

– Принципиальное отличие нового ВИКС в том, что это специализированный вагон заводского производства, оснащённый современным диагностическим оборудованием, таким как тепловизор, линейные и ультрафиолетовые камеры, – рассказывает начальник вагона Павел Яковлев. – А его предшественник был обычным пассажирским вагоном 1990 года выпуска, который в начале двухтысячных переоборудовали под лабораторию. Срок эксплуатации закончился, и теперь его сменил на посту новый ВИКС.

Каждый квартал бригада один раз проводит инспекционный осмотр и один раз – дополнительный. По итогам проверки ведётся расчёт балльной оценки. В четвёртом квартале 2019 года средняя оценка по магистрали составляла 13,8 баллов. Это высокий показатель, учитывая, что амплитуда отличной оценки колеблется от 0 до 50.

Появление нового вагона позволит довести качество диагностики контактной сети до ещё более высоких показателей.

В поездках, которые иногда длятся до десяти дней, экипажу ВИКС будет комфортно. Вагон оборудован инновационной системой обогрева с топливными форсунками, есть запасы воды, автономный дизель-генератор, полностью оснащённая кухня, биотуалет и душевая кабина, а также установлены кондиционеры.

Электронная «начинка» тоже отличается от той, которая составляла оснащение старого вагона. Если раньше в сеть были соединены всего три компьютера, то в новом вагоне имеется сервер, а десять мониторов выводят показания всех диагностических систем на рабочее место оператора. Пульт управления сенсорный, похож на планшет небольшой диагонали. В старом же вагоне система управления представляла собой приборную панель с механическим управлением. Принципиально новые показатели у разрешения видеокамер, выше скорости обработки поступающих данных.

Павел Яковлев показывает «мозг» вагона: комплекс обработки информации. Он включает множество диагностических систем. Среди них видеоконтроль устройств компенсации ВКУЗ, видеозапись прохода токоприёмника «Видео», тепловизор для выявления точек нагрева «Тепло», а также ультрафиолетовая диагностика изоляторов УФ.

Система «Стрелка» контролирует параметры воздушной стрелки, «Износ» позволяет на скорости до 70 км/ч оценить степень износа контактного провода, «Факел» обеспечивает работу систем измерения в тёмное время суток. Завершает «боекомплект» спутниковая система глобального позиционирования вагона «Пеликан».

На мониторе – картинка с видеокамер на смотровой вышке и лента геометрических параметров контактной сети, похожая на «кардиограмму». Основными параметрами являются высота от головки рельса до контактного провода и смещение провода относительно оси пути.

Начальник вагона предлагает подняться на вышку – футуристическая кабина наблюдения и сенсорного управления процессами диагностики немного напоминает космический корабль из фантастического фильма.

– Отсюда оператор не только следит за качеством прохода токоприёмника, – объясняет Павел Яковлев. – Нередко бывает, что человеческий глаз замечает то, чего не определяет техника. Например, обрыв струны, которая остаётся в габарите, поэтому система измерения её «не видит». То же самое с обрывом жил троса компенсации и битыми изоляторами.

Каждые сутки по итогам поездки будет составляться отчёт с замечаниями, сроками их устранения, который будет направляться в дистанции электроснабжения. Параллельно данные загружаются в автоматизированную систему ЕКАСУИ ВИКС, где руководители могут в онлайн режиме следить за ходом устранения выявленных неисправностей. Гарантийный срок службы нового вагона составляет 40 лет.
Справка «КЖ»
ВИКС предназначен для оценки состояния контактной сети электрифицированных железных дорог постоянного и переменного токов на основании контрольно-измерительных операций, выполняемых специальной аппаратурой комплекса информационно-вычислительного (КИВ), установленного в вагоне-лаборатории. Основные преимущества вагона – это полная автоматизация измерений и контроля параметров контактной сети, достигаемая компьютеризацией всех систем диагностики и оформлением сводной документации по результатам инспекций, преимущественно оптические методы измерений параметров подвески контактной сети, измерение параметров на скорости, автоматическая привязка к месту измерений с помощью аппаратных и программных средств.

Дарья Кот, «Красноярский железнодорожник»

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

Актуальное