Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*
Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Железнодорожники перекрывают пути проникновения инфекции в страну

Инфраструктура | Вторник | 03.03.2020 | 05:51
 | Инфраструктура
AP / ТАСС
Каждый день приносит тревожные новости о новой коронавирусной инфекции. Вчера этот диагноз подтвердился у россиянина, 27 февраля вернувшегося в Москву из Италии. Как сообщили в оперативном штабе по контролю и мониторингу ситуации с коронавирусом, болезнь протекает у него в лёгкой форме. По данным на 2 марта, в России подтверждено пять случаев заражения вирусом 2019-nCoV (всего в мире заразились 89 143 человека). Это значительно меньше, чем во многих странах Азии и Европы. Такая ситуация – результат введения заградительных мер против распространения инфекции, принятых в том числе «Российскими железными дорогами». Корреспонденты «Гудка» выяснили, как компания борется с распространением вируса. 

Проверки на дорогах

Для защиты здоровья работников ОАО «РЖД» в компании принято решение не направлять сотрудников в зарубежные командировки до стабилизации эпидемиологической ситуации. Соответствующая телеграмма за подписью заместителя генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрия Шаханова 27 февраля была направлена руководителям подразделений, филиалов и структурных подразделений холдинга.

Для предотвращения распространения инфекции с 5 марта РЖД отменяют курсирование поезда Москва – Ницца с прицепными вагонами Москва – Брест. Пассажиры могут вернуть деньги за билеты по месту покупки без сборов и дополнительной платы.

Наиболее действенная мера на первом этапе развития эпидемического процесса – недопущение завоза в страну 2019-nCoV из Китая и других стран, где зарегистрированы случаи новой коронавирусной инфекции, рассказали «Гудку» в Дальневосточной дирекции здравоохранения.

Как известно, для предотвращения распространения заболевания с 20 февраля Россия закрыла границы с Китаем. Всем гражданам Китая вне зависимости от целей поездки въезд на территорию нашей страны запрещён. Исключение сделано только для тех, кто едет через РФ транзитом. Ещё ранее ОАО «РЖД» отменило все пассажирские поезда сообщением с китайскими городами.

Контроль за въездом в страну граждан КНР возложен на Пограничную службу, а в обязанности поездных бригад теперь входит следить за тем, нет ли заболевших среди пассажиров. Как рассказала начальник резерва проводников Забайкальского филиала АО «ФПК» Наталья Васильева, проводники обращают повышенное внимание на состояние всех без исключения пассажиров независимо от их гражданства.

На ЗабЖД, как и на других дорогах сети, установлен порядок действий железнодорожников в случае, если проводник вагона пассажирского поезда заметит у пассажира характерные симптомы ОРВИ, простудных заболеваний или если человек пожалуется на недомогание. Проводник сообщает об этом начальнику поезда, который передаёт информацию на ближайшую станцию, где есть медицинские работники. «Во время остановки медики заходят в поезд, осматривают человека, ставят диагноз. В случае подозрения на какое-либо опасное заболевание, в том числе коронавирусную инфекцию, пассажира госпитализируют в ближайшее лечебное учреждение, – пояснил заместитель начальника Забайкальского филиала АО «ФПК» Валерий Теребавшов. – Если медики заподозрят наличие у заболевшего коронавируса, контактировавших с ним пассажиров тоже направят в медучреждение, а вагон отцепят на дезинфекционную обработку».

Такие случаи на сети уже были. Три недели назад, например, в Иркутске с подозрением на коронавирус с поезда Пекин – Москва сняли гражданина Китая. Его отвезли в инфекционную больницу, где заражение не подтвердилось. Ложной оказалась и тревога с гражданкой Китая, ехавшей в поезде № 6 формирования Украинской железной дороги сообщением Киев – Москва. В ночь на 21 февраля состав остановился на станции Суземка МЖД в Брянской области для прохождения таможенно-пограничного контроля. К пограничным и таможенным процедурам с недавних пор добавился медицинский контроль: сотрудники таможни и регионального управления Роспотребнадзора на транспорте проверяют всех пассажиров с помощью бесконтактного термометра. Прибор показал, что температура тела китаянки – 38 градусов. Вагон № 11, в котором она ехала, отцепили от поезда и направили в санитарный тупик. Поезд продолжил путь в Москву, куда прибыл с опозданием. На перроне Киевского вокзала его встречали медики. Осмотр пассажиров показал, что все они здоровы. А гражданку КНР и других пассажиров отцепленного вагона, которые контактировали с ней, доставили в Брянскую областную больницу. Проведённые в лечебном учреждении анализы и исследования показали, что ни у неё, ни у её попутчиков коронавируса нет, и уже на следующий день они отправились в Москву.

На Восточно-Сибирской дороге повышенное внимание сейчас уделяется пассажирам, прибывающим из Монголии на поезде Улан-Батор – Москва. В пункте пропуска через государственную границу на станции Наушки сотрудники пропускного контрольного пункта с участием железнодорожных медиков проводят усиленный двойной контроль пассажиров с использованием стационарного и переносного тепловизионного оборудования.


Маски сброшены

На вокзалах страны об опасности коронавирусной инфекции напоминают плакаты, объявления по громкоговорящей связи, медицинские маски на лицах некоторых сотрудников. Однако волнений ни среди железнодорожников, ни среди пассажиров нет. По свидетельству корреспондентов «Гудка», пассажиров в медицинских масках практически не видно, а мнения людей об опасности нового вируса разделились на диаметрально противоположные.

– Правильно, что здоровью уделяется так много внимания. Болезнь новая, изучена плохо. Лучше перестраховаться, надеть лишний раз маску, чем подцепить непонятную заразу, – убеждена Ольга Фролова из Саратова.

– Коронавирус, может, и опасен, но я его не слишком боюсь. У нас в стране, насколько я знаю, выявленных случаев заболевания мало. Впрочем, это не значит, что меры профилактики не нужны. К тому же есть риск подцепить грипп или обычную простуду, – считает её земляк Семён Филимонов.

Москва, Казанский вокзал, утро 2 марта. Сотрудники службы безопасности, дежурящие у входной группы с рамками металлоискателей, встречают поток входящих и выходящих с открытыми лицами. На площади перед перронами, как обычно, толпа. Медицинская маска закрывает лицо единственного человека, одетого в чёрную куртку с капюшоном на голове. Знакомимся. Зовут Сергей, встречает сестру из Чебоксар. Говорит, что да, защищается маской от коронавируса, а ещё использует специальную мазь для носа. Возмущается, что москвичи и гости столицы не боятся опасного вируса, и обещает провести разъяснительную беседу с сестрой, которая тоже едет без маски.

Рядом ждут прибывающий поезд трое работников Центра содействия мобильности пассажиров с инвалидным креслом. Про коронавирус они знают, но маски надевать не стали.
– Люди будут думать, что мы больные, и станут шарахаться, – объясняет один из них.
– Да и не спасает это, – философски добавляет другой.

Громкоговоритель объявляет о прибытии на первый путь поезда из Бишкека (Киргизия), который идёт в Россию через Казахстан. Двое работников скорой медицинской помощи катят по перрону носилки на колёсах для лежачих больных. Оба тоже без масок.
– Кого встречаете, не больного с подозрением на коронавирус? – спрашиваю медиков.
– Если бы было такое подозрение, всё пространство вокруг было бы очищено от людей, а поезд встречали бы эпидемиологи в специальных защитных костюмах, – успокаивает один из них.
– А почему сами без масок?
– Пока нет необходимости, – говорит второй.

Льёт дождь, выходящие из поезда пассажиры по-быстрому обнимаются со встречающими и стараются поскорее укрыться под крышей вокзала.
– Проверяли ли температуру при пересечении границ? – спрашиваю на ходу пассажира из Киргизии.
– Не было, – коротко отвечает он.

Перрон опустел минуты за три. Оставшаяся стоять возле вагона проводница подтверждает, что температуру пассажирам в пути в самом деле не мерили, но на каждой границе в вагон заходили представители медицинских властей и интересовались, нет ли граждан с выраженными симптомами заболевания вроде гриппа или ОРВИ.
– У нас таких не было, – уверяет проводница.
– А почему все проводники поезда без масок?
– В Бишкеке выдали по 10 масок на каждого, – отвечает она. – Их можно использовать не больше трёх часов, и на четыре дня пути до Москвы такого количества явно мало.

Вокзал Воронеж-1, вечер 29 февраля. На перрон прибывает белорусский поезд № 389 Минск – Анапа. Пассажиры спокойны, проводники без масок.
«На российско-белорусской границе при следовании в обе стороны пассажиры заполняют анкету: посещали ли в последнее время Китай и другие страны, в которых отмечена вспышка коронавирусной инфекции, если да – пишут контактные данные, – рассказывает начальник поезда Галина Ханина. – Что касается масок, проводникам указания носить их в обязательном порядке не поступало».

Санкт-Петербург, Финляндский вокзал, 1 марта. Сюда каждый день приходят четыре скоростных поезда «Аллегро» из Хельсинки, где на днях, 28 февраля, выявили второй случай заражения коронавирусом 2019-nCoV.
– Не знаю, как у них там в Финляндии, но из «Аллегро» пассажиры выходят, как всегда, без масок, – делится наблюдением таксист Михаил Кожин.

По свидетельству пассажиров, аэропорт Хельсинки и железнодорожный вокзал финской столицы работают в обычном режиме, в медицинских масках никто не ходит.

По информации корреспондента «Гудка», две недели назад работникам Финляндского вокзала выдали защитные маски и перчатки, обязав их носить в рабочее время. Однако 2 марта ни одного сотрудника в маске на вокзале корреспондент не заметил.

Россияне, увы, не в полной мере осознают реальную опасность разновидностей острых респираторных вирусных заболеваний, в том числе вызывамых коронавирусами, отметил в беседе с корреспондентом «Гудка» дежурный врач Читинской краевой клинической инфекционной больницы, попросивший не называть его фамилию. «В Италии после выявленного случая заболевания город опустел сразу, люди сидят по домам. А у нас… Да, многие носят маски, но не все. И кинотеатры, развлекательные клубы, торговые центры, другие места массового скопления людей продолжают работать», – посетовал он.


На работу в Китай

В отличие от пассажирских перевозок грузовое сообщение с Китаем в России не прекращалось. «Никаких сбоев в движении нет. Передача поездов производится в соответствии с согласованными с китайской стороной объёмами перевозок. Это практически на уровне прошлого года», – сообщили в управлении Дальневосточной дороги.

Безопасности работников ОАО «РЖД», обеспечивающих перевозки с Китаем и выезжающих в эту страну по долгу службы, на магистрали уделяется особое внимание. Установлен круглосуточный контроль на железнодорожных переходах Гродеково (Пограничный) – Суйфэньхэ, Махалино – Хуньчунь, в том числе с целью своевременного выявления заболевших, их изоляции, обследования и лечения.

Поезда через границу с КНР сейчас водят только российские локомотивные бригады. «Наши работники обеспечены защитными масками. Их контакты с китайскими коллегами сведены к минимуму, – рассказали в Дальневосточной дирекции тяги. – Так, представитель Китайской железной дороги принимает у нашего машиниста перевозочные документы, в которых ставится отметка о прибытии поезда, находясь за стеклом в другом помещении».

На предрейсовых медицинских осмотрах локомотивщики получают для укрепления иммунитета аскорбиновую кислоту, а также ингавирин – препарат, активизирующий защитные функции организма, и хлоргексидин – антисептик для обработки рук и различных предметов. Медики осматривают локомотивные бригады и после возвращения из Китая. «Раньше послерейсового осмотра, который включает проверку температуры, не было. Порядок этот временный, пока не разрешится ситуация с инфекцией», – уточнили в эксплуатационном локомотивном депо Уссурийск.

Похожие меры профилактики введены в отношении осмотрщиков-ремонтников вагонов, работающих на китайских станциях Суйфэньхэ и Хуньчунь. Им также выдаются медпрепараты и дезинфицирующие средства, маски и одноразовые перчатки, а в пункте обогрева на станции Суйфэньхэ для российских вагонников установлен обеззараживатель воздуха.
«На инструктажах разъясняем, что в ближайших к станции Суйфэньхэ населённых пунктах коронавирус 2019-nCoV не выявлен, паниковать не нужно, хотя и расхаживать по китайской территории без необходимости не стоит», – рассказывает ведущий специалист по охране труда эксплуатационного вагонного депо Уссурийск Егор Постников.

Близость коронавирусной инфекции внесла коррективы и в работу забайкальских железнодорожников. Локомотивные бригады выводного грузового движения эксплуатационного локомотивного депо Борзя Забайкальской дирекции тяги водят грузовые поезда через российско-китайскую границу на станцию Маньчжурия. Трудиться им приходится в одноразовых защитных масках – в конце января предприятие закупило 700 штук, в феврале – ещё 400.
– Маски выдаются по несколько штук на всю смену всем машинистам и помощникам, которые выезжают с поездами за границу, – говорит заместитель начальника депо по кадрам и социальным вопросам Алексей Ломоносов.

В Маньчжурии вагоны из России отцепляют от локомотива, при этом бригада не покидает кабину машины. Затем локомотив перемещается под состав из порожних вагонов или с контейнерами, и поезд через парк досмотра возвращается в Россию. 

– После поездки все бригады обязательно проходят послерейсовый медицинский осмотр: им измеряют температуру, берут мазки из носа, – добавляет Алексей Ломоносов. По его словам, все отправляющиеся в рейс за границу локомотивщики получили инструкции и памятки о мерах профилактики ОРВИ. – Никаких страхов, опасений перед поездками у людей нет, ведь с гражданами Китая напрямую они не общаются.

Выезжать за границу, правда не в Китай, а в Монголию, приходится и работникам оборотного локомотивного депо Наушки Восточно-Сибирской дирекции тяги. – Наши локомотивные бригады сейчас обслуживают только плечо Наушки – Сухэ-Батор. Все они прошли инструктаж, в поездку отправляются только в защитных масках, по возвращении проходят медицинский контроль, – сообщил начальник депо Константин Бикурин.


За анализом на скорой

Корреспонденты «Гудка» попытались выяснить, можно ли при подозрении на заражение коронавирусом самостоятельно сдать анализ на 2019-nCoV.

В петербургских СМИ прошла информация, что сделать это может любой желающий, однако корреспонденту «Гудка» не удалось найти ни одной лаборатории – государственной или коммерческой, – которая оказывает такую услугу. Как пояснили в лабораторной службе «Хеликс», прибыв из-за границы, нет необходимости спешно бросаться сдавать анализы. Амбулаторно отдельного исследования на коронавирус в Северной столице не делают, только в комплексе 09-179 «скрин-ОРВИ». Люди с подозрением на коронавирусную инфекцию направляются в Боткинскую инфекционную больницу. Сейчас там находятся восемь таких пациентов – семеро прилетели из Италии, один из Ирана. Результатов их анализов пока нет.

В Воронеже тоже ни одна клиника не делает анализа на коронавирус 2019-nCoV. Как пояснила врач-эпидемиолог Центра гигиены и эпидемиологии Воронежской области Наталья Миляева, такое исследование делается только при наличии симптомов и эпиданамнеза, то есть при условии, что человек побывал в одной из стран, где зафиксирована вспышка новой инфекции. В этом случае человек будет изолирован до получения результатов анализа. Но идти в поликлинику врач не советует: лучше вызывать скорую, которая и отвезёт в больницу. 

Откуда взялся вирус
Как указывается во «Временных методических рекомендациях по профилактике и диагностике новой коронавирусной инфекции», утверждённых Минздравом, коронавирусы (Coronaviridae) – это семейство РНК-содержащих вирусов, которые могут вызвать у людей ряд заболеваний – от лёгких форм острой респираторной инфекции до тяжёлого острого респираторного синдрома (ТОРС). В настоящее время известно о циркуляции среди населения четырёх коронавирусов (HCoV-229E, -OC43, -NL63 и -HKU1), которые круглогодично присутствуют в структуре ОРВИ и, как правило, вызывают поражение верхних дыхательных путей лёгкой и средней тяжести. Коронавирусы разделяются на три рода: Alphacoronavirus, Betacoronavirus и Gammacoronavirus. До 2002 года считалось, что коронавирусы вызывают нетяжёлые заболевания верхних дыхательных путей с крайне редкими летальными исходами. Но в конце 2002 года появился коронавирус SARS-CoV, возбудитель атипичной пневмонии, который вызывал ТОРС у людей. Природным резервуаром SARS-CoV служат летучие мыши, промежуточные хозяева – верблюды и гималайские циветты. За период эпидемии атипичной пневмонии в 37 странах по миру зарегистрировано более 8000 случаев, из них 774 со смертельным исходом. С 2004 года новых случаев атипичной пневмонии, вызванной SARS-CoV, не зарегистрировано. В 2012 году мир столкнулся с коронавирусом MERS (MERS-CoV), возбудителем ближневосточного респираторного синдрома. Основным природным резервуаром коронавирусов MERS-CoV являются верблюды. С 2012 года зарегистрировано 2494 случая коронавирусной инфекции, вызванной вирусом MERS-CoV, из которых 858 закончились летальным исходом. Новый коронавирус 2019-nCoV (временное название, присвоенное Всемирной организацией здравоохранения 12 января 2020 года) представляет собой одноцепочечный РНК-содержащий вирус, предположительно являющийся рекомбинантным между коронавирусом летучих мышей и неизвестным по происхождению коронавирусом. Генетическая последовательность 2019-nCoV сходна с последовательностью SARS-CoV по меньшей мере на 70%.
Игнат Вьюгин

Cегодня в СМИ

Первые лица