Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

В ОАО «РЖД» развивается институт менторства

Инфраструктура | Среда | 12.02.2020 | 06:24
Развитие системы наставничества – одна из целей нацпроекта «Образование»
Развитие системы наставничества – одна из целей нацпроекта «Образование» | Инфраструктура
Роман Зангиров / ИД «Гудок»
Развитию института наставничества уделяется большое внимание как на государственном уровне, так и в бизнесе. От того, насколько успешно новые сотрудники вольются в коллектив и освоят профессиональные обязанности, зависит успех всей компании. Как в ОАО «РЖД» выстроено взаимодействие опытных и начинающих сотрудников, выяснил «Гудок». 

Идея наставничества как процесса адаптации и закрепления новых работников на производстве не нова. В законе СССР от 30 июня 1987 года № 7284-XI «О государственном предприятии (объединении)» указано, что развитие системы наставничества – это одна из задач трудового коллектива. С распадом Союза и уходом от социалистического уклада наставничество было практически сведено на нет.

О менторстве на государственном уровне вновь заговорили несколько лет назад. На XIX Всемирном фестивале молодёжи и студентов, прошедшем в октябре 2017 года в Сочи, первый заместитель руководителя администрации президента Сергей Кириенко представил платформу «Россия – страна возможностей», нацеленную на создание социальных лифтов, в том числе через систему наставничества. Уже в 2018 году был проведён Всероссийский форум «Наставник», объединивший несколько тысяч менторов со всей страны. На форуме состоялось награждение победителей конкурса «Лучшие практики наставничества». Тогда в номинации «Наставник на транспорте» победил машинист-инструктор эксплуатационного локомотивного депо Тимашевская Северо-Кавказской дирекции тяги ОАО «РЖД» Сергей Гуляев, подготовивший более 400 машинистов.

Развитие системы наставничества – одна из целей нацпроекта «Образование» (предполагается, что к 2024 году не менее 70% школьников будут вовлечены в различные формы сопровождения; их наставниками станут преподаватели вузов, представители бизнеса, спортсмены, деятели культуры) и нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости» (наставничество должно стать одной из мер повышения производительности труда).


Качественный подбор

В РЖД действует Положение об адаптации работников, акцент в котором сделан на отборе наставников. В частности, кандидаты в наставники должны иметь стаж работы по конкретному направлению от трёх лет, у них не должно быть нареканий и дисциплинарных взысканий со стороны руководства за последний год, кураторы должны обладать развитыми корпоративными компетенциями, а также способностями к установлению доверительных отношений, потребностью и умением помогать коллегам, делиться своим опытом.

Как рассказал «Гудку» заместитель начальника Дирекции тяги по кадрам и социальным вопросам ОАО «РЖД» Игорь Кубарев, не каждый работник может быть наставником и руководителю предприятия при их подборе необходимо учитывать не только профессиональные, но и личностные качества (ответственность, отзывчивость, общительность, терпение, чувство такта, высокую самоорганизацию, желание помогать, способность к воспитательной работе). «Только при наличии этих качеств наставник сможет подготовить работника в период его стажировки и вовлечь в производственный процесс», – подчеркнул Игорь Кубарев.

Подготовке наставников в РЖД уделяется большое внимание. В прошлом году Центральная дирекция инфраструктуры (ЦДИ) ОАО «РЖД» совместно с Корпоративным университетом РЖД организовали программу дистанционного обучения «Технологии развития работников: наставничество и коучинг». Обучение прошли более 450 человек. 

«Представители поколения Z родились в начале 2000-х. Они оканчивают учебные заведения и становятся молодыми сотрудниками компаний, в том числе холдинга «РЖД». Создатели теории поколений утверждают, что их восприятие информации уникально и работодателю важно знать, как грамотно выстраивать с ними взаимодействие, как мотивировать и эффективно сотрудничать. Тренинги и мастер-классы преподавателей Корпоративного университета РЖД на данную тему помогают наставникам получать практические знания и инструменты по успешной работе с молодыми людьми», – отметил директор Корпоративного университета РЖД Роман Баскин.

Также для наставников ЦДИ и их будущих подопечных (студентов отраслевых вузов) в 2019 году на площадках отраслевых вузов были организованы «Форумы поколений», участниками которых стали 1700 студентов и 650 наставников. Планируется, что «Форумы поколений» будут проводиться ежегодно. «Цель мероприятия – создание возможности для выстраивания диалога между действующими и будущими сотрудниками компании. Студенты должны знать, что на производстве они смогут рассчитывать на поддержку кураторов, – рассказал заместитель начальника ЦДИ по кадрам и социальным вопросам Дмитрий Берсенёв. – Наши наставники – это опытные, успешные, ответственные работники. Своим примером они показывают, что, имея мотивацию и упорство, можно добиться высоких результатов в производственной сфере».

Корпоративный университет РЖД выступил с инициативой участия в 2020 году в конкурсе Excellence in practice, организованном Европейским фондом развития менеджмента, с проектом «Форумы поколений». Конкурс нацелен на выявление успешных и социально значимых практик сотрудничества бизнеса и образовательной организации в области развития талантов.


Работа с подопечными

Суть наставничества – обучение на рабочем месте. Опытный работник следит за качественным исполнением должностных обязанностей подопечного, помогает ему освоиться в профессии. Так, в структурных подразделениях Дирекции тяги ОАО «РЖД» наставничество – часть технологического процесса. В реестр наставников включены более 4000 машинистов локомотивов и 1600 машинистов-инструкторов локомотивных бригад. Под руководством опытных коллег профессиональную деятельность начинают представители основных железнодорожных профессий – помощники машиниста и машинисты. На время проведения практической подготовки кандидат в машинисты допускается к управлению локомотивом под непосредственным контролем машиниста-наставника.
«Приказом начальника локомотивного депо на период практической подготовки кандидат на должность закрепляется за опытным машинистом-наставником, имеющим класс квалификации и стаж работы в должности машиниста локомотива не менее трёх лет. По результатам стажировки машинист-наставник выдаёт заключение», – пояснил Игорь Кубарев.

Как рассказала «Гудку» психолог I категории вагонного участка Москва-Каланчёвская АО «ФПК» Елена Локтева, первый этап взаимодействия наставника с подопечным – составление плана стажировки. «Для своего первого стажёра я разрабатывала план трое суток. С каждым следующим стажёром план наставничества формировался оперативнее и грамотнее. Сейчас последовательность мероприятий выстроена, большой упор делаем на гибкость, мобильность, независимость и мотивацию будущего профессионала», – пояснила она.

Одна из подопечных Елены Локтевой, Галина Диканская, пришла в компанию в июне 2019 года. По её словам, куратор не упускала её из виду с момента знакомства, следила за успехами и неудачами. «Она составила план адаптации, расписанный по дням, где отмечались мои достижения. Если мой вопрос не касался специфики её деятельности, она подсказывала, к кому можно обратиться. Сейчас период наставничества формально завершился, но мы поддерживаем общение, взаимодействуем, встречаемся, обсуждаем профессиональные вопросы», – рассказала Галина Диканская.


Мотиваторы для наставников

Чтобы наставничество не превратилось в дополнительное бремя для сотрудников, их нужно правильно мотивировать. Поэтому менторов награждают как на государственном (в том числе ведомственном) уровне, так и внутри компаний.

2 марта 2018 года указом Владимира Путина утверждён знак отличия «За наставничество». В прошлом году им наградили трёх железнодорожников – старшего электромеханика Ижевского регионального центра связи Нижегородской дирекции связи Сергея Свиридова, дежурного по станции Нева Октябрьской дирекции управления движением Марину Тимохину и осмотрщика вагонов вагонного депо Инская Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры Римму Кермас.

Свой знак отличия для менторов есть и в ОАО «РЖД». 5 апреля 2019 года в компании введено положение «О звании «Наставник ОАО «РЖД». В прошлом году по всей сети его были удостоены 82 работника. Звание присваивается высококвалифицированным рабочим, инженерно-техническим работникам и руководителям холдинга за активное участие в мероприятиях по адаптации и профессиональному обучению. Претенденты должны заниматься наставнической работой не менее пяти лет, также учитываются их профессиональные успехи. 

«Мы уделяем развитию наставников огромное внимание, они играют ключевую роль в адаптации как новичков в компании, так и тех, кто вступает в новую должность. В компании сформирован резерв наставников, он постоянно пополняется настоящими профессионалами, которые пользуются уважением у коллег. Уверен, что новый вид поощрения даст дополнительный стимул для этих людей расти в роли наставников и приносить пользу компании», – рассказал ранее «Гудку» начальник Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Сергей Саратов.

Работники, которым присвоено звание «Наставник ОАО «РЖД», получают денежную премию в размере 30 тыс. руб.

В компании разработаны и другие инструменты мотивации. В ЦДИ с 2018 года проводится конкурс «Лучший наставник инфраструктурного комплекса ОАО «РЖД». Лучшим менторам из числа движенцев вручаются знаки отличия (значки и грамоты), а также присуждается звание «Лучший наставник Центральной дирекции управления движением».

В Дирекции пассажирских обустройств ОАО «РЖД» наставникам за работу с подопечными в течение полугода-года выплачиваются единоразовые надбавки в размере половины оклада.
Юлия Антич, Дарья Чикиркина

Cегодня в СМИ

Первые лица