Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Эшелон милосердия

Инфраструктура | Пятница | 07.02.2020 | 08:06
Гости Музея железных дорог России узнают историю военно-санитарных поездов
Гости Музея железных дорог России узнают историю военно-санитарных поездов
Иван Куртов / ИД «Гудок»
Сегодня в Музее железных дорог России в Санкт-Петербурге откроется совместный с Военно-медицинским музеем выставочный проект, посвящённый истории и роли военно-санитарных поездов в Победе в Великой Отечественной войне. 

Открытие выставки приурочено к началу работы «Дороги Победы», которая помогла осаждённому городу выстоять под натиском врага. Ровно 77 лет назад, 7 февраля 1943 года, в блокадный Ленинград прибыл первый состав с «большой земли», который доставил 800 тонн продовольствия.

Железная дорога всемерно способствовала слаженной работе медиков. Уже с 24 июня 1941 года Народный комиссариат путей сообщения выпустил указание железным дорогам о формировании санитарных поездов. Помимо медиков личный состав поездов составляли железнодорожники: проводники, вагонные мастера, электромонтёры и другие. В состав поезда входили вагон-кухня, вагон-аптека, вагоны для личного состава. Дисциплина была военная. К назначенному месту доставляли раненых, затем грузили в вагоны. Личный состав военно-санитарных эшелонов самоотверженно трудился. Придумывали новые способы, чтобы улучшить положение раненых и больных, как физическое, так и моральное: читали книги, давали концерты. Для поддержания сил выращивали зелень, держали кур и многое другое.

Известная ленинградская писательница Вера Панова в 1941 году была направлена в творческую командировку для участия в работе военно-санитарного поезда № 312. В поездках она начала писать свою ставшую впоследствии знаменитой повесть «Спутники», рассказывающую о героических буднях санитарного эшелона. Впоследствии повесть была несколько раз экранизирована. Так, в середине 60-х вышел фильм «Поезд милосердия», в середине 70-х – картина «На всю оставшуюся жизнь», в 2015-м – сериал «Спутники».

Как рассказал «Гудку» директор Музея железных дорог России Владимир Одинцов, музей чтит память о подвиге солдат, тружеников тыла и, конечно, железнодорожников в годы Великой Отечественной войны. «Наши посетители могут узнать о подвиге железнодорожников, об особенностях строительства и эксплуатации «Дороги Победы», о подробностях жизни и быта в военные годы, – отметил он. – Проект «Поезда милосердия», посвящённый истории военно-санитарных поездов, позволит увидеть, в каких условиях врачи боролись за жизни солдат, оказаться внутри вагона, который в годы войны стал госпиталем на колёсах».

Выставочным пространством в музее стал четырёхосный пригородный вагон Ок 3906, выпущенный Ленинградским вагоностроительным заводом им. И.Е. Егорова до войны, в 1940 году. В мирное время он представлял собой обычный вагон с местами для пассажиров, а в военное переоборудовался в вагон для тяжелораненых военно-санитарного поезда. Разделённый пополам, интерьер вагона символизирует мирную жизнь и четыре года войны.

Внутри можно увидеть модель вагона для тяжелораненых в масштабе 1:10, полученную для выставки из Военно-медицинского музея. Здесь установлены миниатюрные станки для транспортировки раненых и больных бойцов, которые располагались в три яруса. Именно такие вагоны широко использовались в составах военно-санитарных поездов в годы войны.

Один станок для перевозки тяжелораненых и больных конструкции НИИСИ-42 представлен и в натуральную величину. Устройство получило своё название по сокращенному наименованию Научно-исследовательского испытательного санитарного института Красной Армии, «42» – год разработки. Раненые размещались в три яруса на носилках. По сравнению с ранее применявшимися станками Кригера конструкция НИИСИ-42 проще и не требовала изготовления сложных металлических деталей, использовалось преимущественно дерево.

Рядом с вагоном располагается инсталляция – скульптурная группа, демонстрирующая погрузку в вагон раненого на носилках. Створный угол торцевой стены тамбура был удобен при погрузке тяжелораненых, поскольку мог сдвигаться, что давало возможность заносить носилки с военнослужащими.

Впервые военно-санитарные поезда получили применение во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Затем госпитали на колёсах использовались в Русско-японской, Первой мировой и Гражданской войнах. Наиболее масштабным стал опыт использования военно-санитарных поездов в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Для транспортировки раненых использовалось несколько сот поездов, были перевезены миллионы выбывших из строя бойцов. Санитарные поезда использовались во всех крупных сражениях того времени: обороне Ленинграда, контрнаступлении под Москвой, Сталинградской битве, наступательных операциях в Польше и Восточной Пруссии.
«В фондах Военно-медицинского музея хранится значительный комплекс предметов, рассказывающих о деятельности военно-санитарных поездов начиная с Русско-турецкой войны до середины ХХ века, – рассказал заместитель директора Военно-медицинского музея Дмитрий Журавлёв. – Период Великой Отечественной войны занимает здесь особое место. В это число входят фотографии, альбомы, модели, документы, форма одежды и другие материалы, которые были собраны ещё во время войны сотрудниками музея, фронтовыми бригадами. Впоследствии фонды пополнялись всё новыми материалами, в результате чего стало возможно создавать не только экспозиции и выставки, но и художественные произведения».
Яна Позолотчикова, Санкт-Петербург
Теги

Cегодня в СМИ

Первые лица