Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Инициатива установки систем распознавания лиц встретила сопротивление

Инфраструктура | Четверг | 30.01.2020 | 07:00
Комиссия ЕС по искусственному интеллекту предлагает ввести временный запрет на использование технологии
Инициатива установки систем распознавания лиц встретила сопротивление
Depositphotos/Legion-Media
Комиссия ЕС по искусственному интеллекту предлагает ввести временный запрет на использование технологии распознавания лиц. Соответствующие поправки внесены в проект «белой книги» по искусственному интеллекту. Причиной стали жалобы со стороны общественных организаций Германии, где планируется установить подобную систему на 134 железнодорожных вокзалах. 

В начале 2020 года Министерство внутренних дел Германии объявило о своей инициативе по установке на 134 железнодорожных станциях систем распознавания лиц. Для этого ведомство готовится внести поправки в закон о полиции, чтобы предоставить органу «улучшенные технические возможности и, где это возможно и разумно, расширенные обязанности».

Как пояснил тогда министр внутренних дел Германии Хорст Зеехофер, подобные системы сделают работу полиции эффективнее.

Но не все оказались с этим согласны: основатель инициативы «Цифровая свобода» Виктор Шлютер посчитал такую инициативу нарушением гражданских прав. По его мнению, доступные в настоящее время технологии остаются неразвитыми и могут привести к ошибочным определениям, так называемым ложным срабатываниям.

Согласно его данным, в 2018 году испытания камер с системой распознавания лиц на станции Берлин-Судкройц показали правильно только 80% людей. В связи с этим организация направила свои требования в комиссию ЕС по искусственному интеллекту.

Поскольку это не единственный случай опасений по поводу применения этой технологии в Европе – в 2019 году Шведское управление по защите данных оштрафовало муниципалитет на 20 тыс. евро за её использование для контроля посещаемости учащихся в школе, – комиссия ЕС скорректировала проект.

Внесённые поправки определяют, в частности, что запрет на использование технологии в общественных местах продлится от трёх до пяти лет. Теперь воспользоваться системой не смогут как частные, так и государственные компании ЕС. По данным разработчиков документа, этого времени должно быть достаточно для оценки рисков, связанных с такой технологией. 

«На искусственный интеллект уже распространяются различные европейские нормы, в том числе правила об основных правах на неприкосновенность частной жизни, недискриминацию, а также законы о безопасности и ответственности за качество продукции, – говорится в документе. – Но правила могут не полностью покрывать все конкретные риски».

Как пояснила «Гудку» руководитель комитета по цифровым технологиям ЕС Маргрета Вестагер, необходимо сосредоточиться на корректировке положений о защите данных в существующих законах ЕС, а не препятствовать развитию технологии. Тем не менее она уточнила, что контроль за исполнением таких положений будет лежать на органах, которые назначат сами государства – члены ЕС.

Кроме того, по её словам, никто не отменял положения Общего регламента ЕС о защите данных, которые дают гражданам «право не быть субъектом решения, основанного исключительно на автоматизированной обработке, включая профилирование».

Если Европейская комиссия одобрит поправки, итоговый проект «белой книги» комиссия представит уже в середине февраля. Правда, возможность для манёвра разработчики всё же оставили: вопрос потенциальных рисков может быть скорректирован в будущем.

Напомним, что проект «белой книги» по искусственному интеллекту касается нормативно-правового регулирования технологии в «секторах повышенного риска», в том числе здравоохранении, на транспорте, в судебной и полицейской системах. Документ включает в себя вопросы маркировки, требований к управлению системами, безопасности и ответственности, рисков при её использовании.

Между тем помимо Германии развернуть автоматическое распознавание лиц планируется на крупнейших транспортных узлах Франции и Испании.
Дарья Белоглазова

Cегодня в СМИ

Первые лица