Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Два варианта пути на Сахалин

Инфраструктура | Среда | 29.01.2020 | 05:10
Инженеры передали в РЖД проекты железнодорожного перехода через пролив Невельского
Два варианта пути на Сахалин
Depositphotos/Legion-Media
Как стало известно «Гудку», проектировщики акционерного общества «Дальневосточный проектно-изыскательский институт транспортного строительства» (Дальгипротранс) завершили работу над предварительным технико-экономическим обоснованием строительства железнодорожной линии через пролив Невельского. Она соединит Сахалин со станцией Селихин в Хабаровском крае. Подготовлено два предварительных проекта – тоннельный и мостовой. 

Как рассказал «Гудку» начальник отдела анализа инвестиционных программ Департамента инвестиций ОАО «Российские железные дороги» Михаил Хомяков, проектные работы велись по заказу РЖД. Предварительное технико-экономическое обоснование сейчас изучается специалистами РЖД. Решение о дальнейшей работе будет принято в марте, после общественных слушаний, которые состоятся в Николаевске-на-Амуре.

Дальгипротранс проводил завершающую стадию работ над предварительными проектными работами. В общей сложности в проектировании приняли участие 16 проектных и научно-исследовательских институтов. Согласно официальному сообщению института, на эти цели было израсходовано в общей сложности 3 млрд руб. 

«Предпроектная работа по разработке основных решений по строительству железнодорожной линии Селихин (Хабаровский край) – Ныш (Сахалин) с переходом пролива Невельского завершена. Документация по двум конструктивным вариантам перехода – моста и тоннеля – передана в РЖД, проводится ведомственная экспертиза и рассмотрение», – сказал «Гудку» и.о. главного инженера Дальгипротранса Игорь Бадяев.

Длина тоннеля может составить 12,8 км. Он начнётся в посёлке Лазарев Хабаровского края и завершится в районе мыса Погиби на Сахалине. Мостовой вариант предусматривает строительство двух дамб протяжённостью более 1,5 км на мелководье со стороны материка и острова и моста протяжённостью 5,98 км. Этот маршрут приведёт в посёлок Ильинский, где уже есть железнодорожная станция и порт. Стоимость строительных работ в обоих вариантах будет примерно одинаковой, около 540 млрд руб. Но вариант моста разработчики считают предпочтительным, поскольку он дешевле в эксплуатации и приводит прямо в порт. Мостовой переход предполагается сделать однопутным с шириной колеи 1520 мм. При тоннельном варианте железная дорога приходит с севера Сахалина, и перед тем, как попасть в порт, поезд проходит через половину острова, где возможна дополнительная загрузка. Но конструкторы сочли тоннель непригодным для тепловозной тяги, следовательно, придётся либо электрифицировать всю дорогу, либо только тоннель, но тогда придётся менять локомотивы до и после подземного перехода.

Железнодорожная линия войдёт на Сахалин в районе порта Ильинск-Сахалинский и протянется к северу полуострова до станции Ныш.

До 2018 года основную часть изысканий по переходу на Сахалин проводило акционерное общество «Институт экономики и развития транспорта» (ИЭРТ).

Как рассказал «Гудку» советник первого заместителя генерального директора ОАО «РЖД» Фёдор Пехтерев, первое предварительное технико-экономическое обоснование подготовлено ещё в 2001 году, и тогда же начались работы по исследованию пролива Невельского для выбора наиболее удачного перехода. Потом работу временно приостановили, посчитав проект слишком дорогим. «Но уже в 2008 году, когда Правительство России утвердило Транспортную стратегию Российской Федерации до 2030 года, строительство железнодорожной трассы через пролив Невельского в ней предусмотрели. В 2018 году правительство внесло в стратегию поправки, но задача до 2030 года построить магистраль Сахалин – Ныш в документе сохранилась. По его словам, источник финансирования ещё не определён», – сказал Фёдор Пехтерев.

К 2018 году предварительное технико-экономическое обоснование было переработано в связи с тем, что на восток в больших количествах пошёл уголь, это требовалось учесть. ИЭРТ взял на субподряд Дальневосточный научно-исследовательский институт морского флота, и совместно исследователи актуализировали предварительный проект, после чего сделали доклад руководству РЖД и передали дальнейшую работу Дальгипротрансу для уточнения трассировки и стоимости строительства с учётом человеческого ресурса, который есть в регионе.

По словам Фёдора Пехтерева, интерес к этому проекту резко вырос в связи с тем, что существующие портовые мощности Хабаровского края и Приморского края очень сильно загружены. А если провести железную дорогу к порту на Сахалин, это станет дополнительным выходом грузов в Мировой океан. Из всех точек, где можно разместить новый современный порт, наиболее предпочтителен рабочий посёлок Ильинский. Там есть железнодорожная станция Ильинск-Сахалинский и электростанция. В этом участке пролива Невельского не самое короткое расстояние от материка до острова, но небольшие глубины и благоприятная ледовая обстановка. Плотного льда почти нет, и строительство можно вести круглый год. 

«Важно, что между станцией Селихин, находящейся в 70 км от Комсомольска-на-Амуре, до станции Ильинск-Сахалинский всего 300 км. Это гораздо ближе, чем путь, который сегодня проделывают грузы от Комсомольска-на-Амуре до Находки – 1,265 тыс. км, – сказал Фёдор Пехтерев. – Сокращение пути до порта более чем в четыре раза позволит сэкономить получателям грузов большие деньги. После станции Ильинск-Сахалинский трасса проследует на 300 км на север Сахалина до станции Ныш. Эта часть пути будет в большей степени пассажирской.

Согласно проектам ИЭРТ и Дальгипротранса, загрузка дороги до Ильинска-Сахалинского составит 32–35 млн тонн в год. Основным грузом будет уголь, а кроме того, лес и железная руда.

В настоящее время сообщение Сахалина с материком осуществляется воздушным транспортом и через морскую железнодорожную паромную переправу Ванино – Холмск, по которой завозится основной объём грузов. 

«Вариантов пересечения пролива рассматривалось больше двух, – сказал «Гудку» Фёдор Пехтерев. – РЖД за свой счёт реализовать такой проект не смогут, поэтому обязательно участие государства и инвесторов. Это очень важный проект. Транспортная обеспеченность острова Сахалин сегодня на низком уровне. Около ста дней в году нельзя ни самолётом прилететь, ни паромом переплыть из-за погодных условий. Железнодорожный переход обеспечит бесперебойное снабжение, а порт на острове Сахалин, который предусматривается в рамках проекта этого железнодорожного перехода, будет помогать существующим приморским портам и обеспечивать дополнительные объёмы поставок на восток. Предполагается, что он будет только одного угля принимать до 30 млн тонн в год. Он необходим, потому что приморские порты уже сегодня работают на пределе своих возможностей».

По словам Фёдора Пехтерева, железнодорожный переход на Сахалин имеет важное социальное значение. «Люди не должны быть оторваны от материковой части родной земли. Также нам необходим железнодорожный мостовой переход через Лену в Иркутск, чтобы дальше строить железные дороги вглубь страны, где лежат богатейшие запасы полезных ископаемых. Без инвестиционных проектов по пересечению крупных водных преград развитие экономики будет затруднительно».
Михаил Зубов, Игорь Моисеев

Cегодня в СМИ

Первые лица