Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Связь нового поколения открывает дороге будущее

Инфраструктура | Вторник | 21.01.2020 | 06:09
Денис Азерников, первый заместитель генерального директора Центральной станции связи
Денис Азерников, первый заместитель генерального директора Центральной станции связи | Инфраструктура
Иван Шаповалов / Пресс-служба ОАО «РЖД»
Современный железнодорожный транспорт и инфраструктура требуют современных систем связи. Создание и внедрение инновационных телекоммуникационных технологий – процесс не менее длительный и трудоёмкий, чем проектирование новых моделей подвижного состава. Сегодня в ОАО «РЖД» идёт постепенное освоение технологической радиосвязи нового поколения, базирующейся на технологиях LTE (Long-Term Evolution – долговременное развитие) и 5G. Наш разговор о том, что представляет собой сеть связи нового поколения и почему она так важна в железнодорожных перевозках сегодня.

– 5G – это система мобильной связи нового поколения. Чем она отличается от системы 4G – той, что используется во всём мире сегодня? 

– Главное отличие сотовой сети пятого поколения от существующей – это использование значительно большего частотного ресурса. Объясню на примере. Представьте себе две автомобильные дороги. Одна шириной 6 м, на ней встречаются «шероховатости», а максимально разрешённая скорость составляет 60 км/ч. Вторая – в два раза шире – 12 м, она без изъянов, и двигаться по ней можно со скоростью 120 км/ч. Как говорится, почувствуйте разницу. Вот так и со связью. Её новое поколение позволит большему числу абонентов увеличить скорость и объём передачи данных, а также обеспечит адресность и повысит качество защиты этих сведений.

– На какой стадии находится процесс внедрения системы связи нового поколения в ОАО «РЖД»? 

– В 2017 году мы провели испытания элементов технологии сети 5G с оператором связи «Теле-2» и компанией Nokia на станции Лужская. Испытания касались обеспечения возможности дистанционного управления беспилотным маневровым локомотивом. Эти испытания завершились успешно. Согласно протоколу испытаний, применение элементов технологии сети 5G на существующих сетях 4G позволяет более чем в два раза уменьшить временные задержки передачи данных от локомотива и обратно. Тестировалась технология MEC (Multi-Access Edge Computing – периферийные вычисления мультисервисного доступа).
В 2018 году ОАО «РЖД» получило разрешение на использование частот диапазона 1785–1805 МГц для создания технологических сетей LTE на железнодорожном транспорте.
В 2019 году начато проектирование сетей LTE на МЦК и МЦД, а также на первых шести сортировочных станциях: Находка Дальневосточной дороги, Им. Максима Горького Приволжской дороги, Челябинск-Главный Южно-Уральской дороги, Инская Западно-Сибирской дороги, Кинель Куйбышевской дороги, Лужская Октябрьской дороги. В 2020 году запланировано начало строительства сетей на этих объектах.
В настоящее время идёт большая работа над проектом беспилотного вождения на Московском центральном кольце. Это крупный проект, который коренным образом повлияет на дальнейшее развитие технологий железнодорожного транспорта. В его реализации задействован Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте. Мы ведём с коллегами совместную работу по данному проекту. В частности, формируем технические требования для создаваемых сетей связи, проводим совместные испытания разрабатываемых систем.
Сервисы, которые мы реализуем в сетях четвёртого поколения, эволюционным путём будут мигрировать в сети пятого поколения. В перспективе для компании поколение связи 5G будет является логичным эволюционным развитием уже имеющихся на тот момент технологий LTE.

– Почему для ОАО «РЖД» подобные телекоммуникационные технологии так важны? 

– Они важны хотя бы по той причине, что никакое беспилотное вождение на Московском центральном кольце невозможно без развёртывания полноценной сети связи нового поколения. Те инновации, которые коллеги собираются внедрять в части изменения технологии управления движением, не могут функционировать без внедрения современных беспроводных широкополосных систем передачи данных.
Кроме того, помимо сервиса передачи данных, технология LTE позволяет внедрять ещё очень много нужных и полезных сервисов. Например, так называемое Push-to-talk (PTT). Это оперативная радиосвязь с цифровым разделением групп абонентов. Если сейчас на аналоговых стандартах на одной частоте абоненты прекрасно все слушают друг друга, то с помощью сервиса Push-to-talk коммуникация будет происходить исключительно с конкретным адресатом. К примеру, это позволит больше не слышать посторонних переговоров машинисту поезда, когда он прибывает на станцию.
Новые технологи связи найдут своё применение и в решении задач транспортной безопасности. В частности, в сфере удалённой диагностики подвижного состава. В части снижения издержек для компании современные телекоммуникации принесут большую пользу в области внедрения технологий интервального регулирования. Так, планируется внедрение новых цифровых сетей связи на тех участках сети дорог, где идёт интенсивная грузовая работа и где пропускные способности нашей инфраструктуры уже не позволяют пропустить то количество грузов, которое просит заказчик. Если идти традиционным образом, то необходимо строительство дополнительных путей, что потребует колоссальных капитальных и временных затрат. Если же внедрить технологии интервального регулирования, они обеспечат увеличение пропускной способности на имеющихся путях. Таким образом, внедрение новой цифровой радиосвязи создаёт фундамент для развития новых технологий управления перевозочным процессом, которые позволяют заменить собой масштабное строительство железнодорожной инфраструктуры.

– С какими сложностями сталкивается компания на пути внедрения современных телекоммуникационных технологий? 

– Основная трудность для развёртывания инновационной мобильной связи в России – это отсутствие свободного частотного ресурса. К слову, частотный ресурс LTE, который ОАО «РЖД» получило в распоряжение, являлся последним свободным в данном диапазоне частот. Для создания сетей пятого поколения придётся высвобождать уже занятые участки частотного спектра. С учётом того, что основным пользователем частотного ресурса в РФ являются силовые структуры, можно с уверенностью предположить, что этот процесс будет непростым. Возможно, что государство определит единого инфраструктурного оператора, который получит разрешение на необходимый для нового вида связи частотный диапазон. Все остальные операторы будут арендовать у него этот частотный диапазон в виде ресурса.
Немалым препятствием для внедрения современных технологий является и то, что оборудование сетей нового поколения пока стоит очень дорого. Для сетей 5G требуются новая высокопроизводительная электроника, на порядок более сложные антенные системы. Поэтому прежде всего такая связь появится в крупных городах и агломерациях, так как на периферии её внедрение сейчас экономически нецелесообразно.
Кроме того, есть ещё один камень преткновения в деле освоения новых технологий, в том числе и телекоммуникационных, – человеческий фактор, освоенные и привычные процессы, которые устоялись в головах людей. Так происходит во всём мире – ментальная неготовность принимать что-то новое. В этом поле также непочатый край работы. Надо помочь людям принять современные технологии и обучить их с ними эффективно работать.
Беседовал Егор Четвериков

Cегодня в СМИ

Первые лица