Инфраструктура / 14.01.20 08:25

Начало строительства Rail Baltica отстаёт на полтора года

Отсутствие координации между балтийскими государствами привело к лишней трате времени

Отсутствие координации между балтийскими государствами привело к лишней трате времени | Инфраструктура
фото:Rail Baltica

Высшие ревизионные учреждения (ВРУ) Литвы, Латвии и Эстонии на прошлой неделе опубликовали результаты совместного аудита проекта трансбалтийской магистрали Rail Baltica. Согласно документу, бюджет Rail Baltica неминуемо вырастет. Кроме того, есть риск срыва сроков ввода в эксплуатацию транспортных объектов. 

В настоящее время весь проект (см. справку) оценивается в 5,79 млрд евро, а окончание строительства магистрали намечено на 2026 год. 85% от стоимости проекта финансирует Европейский союз из средств Фонда объединения Европы. Бенефициарами проекта Rail Baltica являются ответственные за реализацию проекта министерства в каждой из участвующих стран и совместное предприятие RB Rail.

Как отмечается в документе, на сегодняшний день исполнителям проекта не удалось обеспечить соблюдение графика. 

«Пока аудит выявляет риски, связанные как с графиком реализации проекта, так и с бюджетом, нашей целью остаётся окончание строительства Rail Baltica к 2026 году, – заявил и.о. исполнительного директора RB Rail Агнис Дриксна. – Мы определили условия, необходимые для достижения цели. В их числе наличие своевременного финансирования и ускорение принятия решений на этапах проектирования и строительства. Если эти условия будут эффективно выполнены, Rail Baltica может быть достроена вовремя».

Аудит, проведённый высшими ревизионными учреждениями Литвы, Латвии и Эстонии, показал, что отсутствие координации между балтийскими государствами привело к лишней трате времени.
«Не существует эффективного механизма для разрешения тупиковых ситуаций, когда бенефициары проекта Rail Baltica – министерства транспорта – не могут прийти к единому решению. У стран Балтии были разные мнения об управлении проектом, например, о выборе наилучшего решения для финансирования RB Rail или модели управления инфраструктурой», – отмечается в документе.

Согласно подсчётам авторов исследования, бюджет будет превышен на 59,3 млн евро. В ответ на это финансовый директор RB Rail Игнас Дегутис заметил, что ранее названная стоимость в 5,79 млрд евро не является окончательной. 

«По мере того как проект Rail Baltica продвигается на этапе проектирования, всё больше технической информации становится доступно, появляются новые потребности заинтересованных сторон проекта. Стоимость Rail Baltica для всех стран будет обновлена после завершения детального технического проекта в 2021 году и дальнейших исследований предполагаемых пассажирских и грузовых потоков. 17 декабря прошлого года

RB Rail изменило первое соглашение о субсидировании и обновило список запланированных мероприятий для финансирования. В соответствии с этим все запланированные мероприятия соответствуют доступному финансированию и срокам заключённого ранее соглашения», – пояснил господин Дегутис.

По словам министра транспорта Латвии Талиса Линкайтса, выводы ВРУ прибалтийских государств о перерасходе бюджета и превышении сроков не стали сюрпризом. 

«Только вступая в должность, я осознал, что реализация этого проекта в Латвии может не уложиться в срок, поэтому в минувшем году Министерство транспорта предложило несколько организационных и операционных решений для ускорения реализации проекта, в том числе идею концентрации управления проектом в одной компании – RB Rail», – отметил он.

Напомним, в июне прошлого года RB Rail опубликовало официальное заявление, в котором сообщило, что реализация проекта может задержаться до марта 2030 года, если возникнут риски и не будет получено необходимое финансирование.

Господин Линкайтс также отметил, что в отчёте аудиторов подчёркивается существенный для проекта фактор – доступность финансирования. В ходе проведения аудита ВРУ балтийских стран обнаружили, что Литва, Латвия и Эстония включили необходимые финансовые средства для проекта Rail Baltica в планирование среднесрочного государственного бюджета, но ни одна из стран не подготовила долгосрочный план финансирования проекта до его завершения к 2026 году. Также у стран нет официально утверждённых планов по обеспечению самофинансирования проекта в случае, если стоимость его реализации будет выше, чем предполагалось, или если софинансирование Евросоюза будет ниже, чем предполагалось.

Аудиторы предоставили RB Rail и трём балтийским министерствам транспорта ряд рекомендаций. В частности, согласовать чёткие правила принятия решений для проекта Rail Baltica на всех уровнях его реализации и планы управления изменениями и рисками, чтобы снизить риск несоблюдения сроков и превышения бюджета. Также рекомендуется планировать долгосрочную доступность финансирования из государственного бюджета, в том числе на тот случай, если затраты на проект возрастут или финансирование Европейского союза будет ниже запланированного.

Напомним, в конце прошлого года Госконтроль Эстонии опубликовал аудит проекта Rail Baltica. Согласно документу, построить необходимую инфраструктуру в Эстонии к 2026 году не успеют. В частности, в первоначальные сроки не вписывается строительство пассажирских железнодорожных терминалов в Пярну и Юлемисте. В целом отставание составит от двух до пяти лет.

Согласно анализу, проведённому Госконтролем Эстонии, стоимость работ и сроки реализации проекта в Эстонии превысят первоначальные прогнозы ещё больше. Так, согласно расчётам экспертов, прогнозные расходы увеличились на 31,7 млн евро, или на 13,9%, по сравнению с бюджетом, согласованным в трёх соглашениях о финансировании, заключённых с Европейским союзом. Например, первый этап строительства железнодорожных переездов будет стоить на 20,5 млн евро больше, а возведение терминалов в Пярну и Юлемисте завершится ещё на пять лет позже. При этом программа распределения почти 67,9% сметной стоимости эстонской части проекта до сих пор отсутствует (общая сумма – 433,9 млн евро).

Генеральный аудитор Эстонии Янар Холм отметил, что сложность проекта заключается в запутанной системе управления. Непродуманный финансовый план может привести к тому, что Европейская комиссия (ЕК) потребует вернуть средства софинансирования, уверен он. Поэтому необходимо его пересмотреть. 

«Финансовый план не был до конца продуман, но при реализации крупных проектов увеличение расходов и продление сроков типичны», – добавил господин Холм.

Вадим Павлов

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →