Инфраструктура / 12.12.19 06:43

Умный поезд собирают из элементов

Для прорывного проекта у участников железнодорожного сообщества уже есть все необходимые технологии

Умный поезд
фото:Иван Шаповалов/Пресс-служба ОАО «РЖД»

Перспективной целью ОАО «РЖД» может стать создание умного поезда, который мог бы самостоятельно считывать сигналы от напольной инфраструктуры и передавать данные о своём состоянии. Теоретически он мог бы появиться уже года через два, потому что все элементы для него в отдельности имеются. Но для этого необходимо поставить глобальную задачу, в которую вовлечь как ОАО «РЖД», так и частный бизнес.

Как заметил начальник Управления автоматики и телемеханики Центральной дирекции инфраструктуры Валерий Аношкин, «цифровизация призвана решать те задачи, которые мы сами для себя определяем». В данном случае цель состоит в том, чтобы создать комплексную российскую систему управления движением поездами с минимальными интервалами, которая способна значительно повысить пропускную способность существующей сети железных дорог.
«Понятно, как создать эту систему. Даже есть все её элементы, часть которых хорошо проработана и готова к тиражированию, часть ещё нуждается в некоторой проработке, – сообщил Валерий Аношкин. – Есть базовые средства технической централизации, комплекс напольных технических средств».

По его словам, есть все возможности получить эффект от теории интервального регулирования на базе рельсовых цепей, которая уже используется на БАМе и на линии Журавка – Миллерово. Однако для этого речь должна идти о целых полигонах, потому что все проблемы ОАО «РЖД» имеет как раз от рассогласованности технических систем на длинных маршрутах. Для того чтобы создать комплексную систему управления, нужно ещё поработать над системой радиоблокировки, которую предстоит по сути превратить в систему обработки данных. Нужно автоматизировать процессы пропуска на станциях, потому что дежурные просто не смогут сами регулировать поезда. Система должна работать без человека.

При этом необходимо вводить термин «умный поезд», потому что существующий ныне «умный локомотив» не отражает того, что предстоит сделать. На всякой подвижной единице необходимо установить устройство, которое бы обеспечивало контроль его состояния и интегрировалось в общую систему со своими данными. То есть поезд должен стать Интернетом вещей, который бы контактировал с дорожной инфраструктурой. Однако пока такие задачи производителям подвижного состава не поставлены.

По отдельности уже сегодня есть возможность контролировать всё, а вот в комплексе – нет. Тем не менее, как полагает Валерий Аношкин, при постановке задачи и при правильной работе через два года вполне можно создать такой умный поезд. Но для этого все подразделения должны работать комплексно, включая и владельцев вагонного парка. А пока такая задача опять-таки не поставлена ни перед производителями вагонов, ни перед локомотивостроителями, ни перед производителями путевой инфраструктуры.

Заместитель генерального директора Центральной станции связи Денис Азерников подчеркнул, что у ОАО «РЖД» есть хорошая возможность «перепрыгнуть» через поколение в вопросе использования каналов передачи цифровой информации. Материальная основа для передачи данных на железной дороге есть в виде оптоволоконного кабеля, который проложен везде, где есть пути. Но без высокопроизводительной сети по современным информационным стандартам невозможно представить не только умный поезд, но и развитие других современных цифровых сервисов. Европа сейчас перешла на стандарт GMS-R, но у РЖД появляется возможность сразу перейти на стандарт LTE, который совместим с сетями 5G, поскольку сразу создавался именно для передачи цифровых, а не аналоговых данных. Сейчас РЖД работают, по сути, на аналоговых устройствах, а новое поколение даст возможность создать полностью цифровую среду, притом что затраты на создание обеих сетей вполне сопоставимы. В ближайшей перспективе к каждому объекту РЖД подведут сеть, позволяющую передавать данные со скоростью 1 гигабит, чтобы связать их с центрами обработки данных. И РЖД в первую очередь будут строить и обеспечивать сеть LTE на крупных сортировочных станциях и Московском центральном кольце, которые уже вошли в дорожную карту развития компании.

Заместитель генерального директора по направлениям ЖАТ и СНК ОАО «Радиоавионика» Алексей Берсенев рассказал, что предприятие развивает функционал устройств и подстраивается под задачи клиентов, делает цифровую увязку со всеми устройствами. Однако, по его словам, здесь есть ряд трудностей. «К примеру, развитию мешает неопределённость соответствующих стандартов и требований», – сказал Алексей Берсенев.

Как сообщил заместитель директора центра по передовым разработкам «Синара – Транспортные машины» Леонид Кузнецов, они готовы предложить комплексное решение по интеграции всех элементов инфраструктуры и подвижного состава, в том числе и задействовать систему «автомашинист». Но так как ОАО «РЖД» настаивает на применении контракта жизненного цикла к производимому подвижному составу, то получается, что именно производитель и управляет локомотивом, и отвечает за всё финансово, в частности штрафами за какие-то несостыковки. Поэтому всё должно быть интегрировано в систему, за которую отвечает и сам производитель.

По итогам обсуждения Валерий Аношкин сделал заключение, что, пожалуй, понадобится больше времени, чем два года, чтобы создать умный поезд, поскольку по отдельным вопросам действительно получается довольно оптимистичная картина, но частности пока не складываются. «Не хватает постановки единой задачи и контроля над её реализацией, – отметил Валерий Аношкин. – По каждому вопросу можно рассказывать, как мы будем получать дополнительные эффекты и на какую целевую задачу всё это нацелено. Нужно ранжировать задачи, определить функции каждого из блоков».

Пока, впрочем, неизвестно, когда и кем будет поставлена такая задача, для которой необходимо объединить всех участников рынка.

Сергей Плетнев

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →