Инфраструктура / 05.12.19 07:46

Роботы встанут на защиту репутации РЖД

Найдены способы быстрого поиска сайтов, маскирующихся под официальные ресурсы холдинга

Найдены способы быстрого поиска сайтов, маскирующихся под официальные ресурсы холдинга | Инфраструктура
фото:Depositphotos/Legion-Media

ОАО «РЖД» определило двух финалистов открытого запроса на инновационные решения и технологии для выявления нарушений исключительных прав компании на средства индивидуализации, в том числе товарные знаки «РЖД» и «Сапсан». Это необходимо в том числе для того, чтобы находить в сети Интернет недобросовестные ресурсы, которые занимаются продажей электронных билетов, маскируясь под официальный сайт холдинга.

«Выявление случаев нарушения исключительных прав в сети Интернет – это сложный и трудоёмкий процесс. Но недобросовестное использование, например, товарного знака РЖД может негативно повлиять на имидж компании, подорвать доверие клиентов», – говорит начальник Центра инновационного развития – филиала ОАО «РЖД» (ЦИР) Александр Зажигалкин. Поэтому в сентябре на информационно-функциональном ресурсе «Единое окно инноваций РЖД» ЦИР разместил запрос на поиск инновационных решений и технологий для выявления нарушений исключительных прав компании на средства индивидуализации. Одним из технических требований к программному обеспечению было то, что оно должно осуществлять работу пользователей в режиме 24х7, за исключением предусмотренных регламентом эксплуатации технологических окон. В это время допускаются понижение производительности программного обеспечения и кратковременная недоступность данных.

Всего в рамках проведённого Центром инновационного развития РЖД открытого запроса поступило три заявки. «По итогам открытого запроса выбирается несколько финалистов, чтобы потом провести испытания и выбрать действительно лучшее решение или объединить несколько технологий воедино», – объясняет Александр Зажигалкин.

Финалистами стали два инновационных решения. Одно предложило ООО «Онлайн-патент», второе – ООО «АРПО – Информационные технологии».

Работают они по схожему принципу. В обоих решениях выявление и фиксация нарушений автоматизированы. Поиск осуществляют специальными программами-роботами – они могут выявлять нарушения исключительных прав ОАО «РЖД» на средства индивидуализации, содержащие как словесные, так и изобразительные элементы. Обеспечивается проверка используемых обозначений на тождество и сходство со средствами индивидуализации ОАО «РЖД», а также фильтрация результатов. Например, могут быть исключены сайты организаций, которые входят в контур холдинга «РЖД», а также новостные ресурсы, СМИ.
«Решения обеспечивают протоколирование нарушений для дальнейшего использования в качестве доказательной базы, автоматизацию подготовки и рассылки претензионных писем владельцам сайтов, а также контроль поступающих ответов», – говорит Александр Зажигалкин.

Помимо этого, разработка ООО «АРПО – Информационные технологии» позволяет выявлять информационных посредников сайта-нарушителя, которые обеспечивают ему доступ к сайту, предоставляют услуги связи и т.п. Эти сведения необходимы для направления претензионных писем в адрес информационных посредников.

Сейчас системы готовятся к опытной эксплуатации на полигоне Главного вычислительного центра – филиала ОАО «РЖД». Её предполагается начать в декабре.

По итогам опытной эксплуатации уже определят лучшее решение, которое будет использоваться ОАО «РЖД» в дальнейшем. В перспективе предполагается сформировать базу нарушений и проектов управленческих решений по устранению выявленных нарушений: запросов и претензий.

Одновременно ЦИР работает с уже выявленными сайтами, которые нарушают исключительные права ОАО «РЖД» на средства индивидуализации. Особенное внимание уделяется ресурсам, продающим в сети Интернет билеты на поезда дальнего следования.

По итогам минувшего года пассажиры приобрели свыше 50 млн электронных проездных документов на поезда дальнего следования, это более половины от общего числа билетов. Однако, как отмечает Александр Зажигалкин, с увеличением числа продаж электронных железнодорожных билетов ОАО «РЖД» столкнулось с ростом числа жалоб, подаваемых клиентами на дополнительные сборы, взимаемые с них при покупке электронных железнодорожных билетов якобы на официальном сайте ОАО «РЖД».

Суть проблемы в том, что клиенты совершают покупки не на официальном сайте ОАО «РЖД» и в мобильном приложении «РЖД Пассажирам», на сайтах и в мобильных приложениях компаний-партнёров, а на сторонних ресурсах. При этом в доменном имени таких сайтов используются в различных сочетаниях слова «РЖД» или rzd. Соответственно, в ключевые слова, по которым поисковые системы ищут и ранжируют сайты в ответ на запросы пользователей, включаются фразы «официальный сайт ОАО «РЖД». Помимо этого, визуальное оформление таких сторонних ресурсов может воспроизводить внешний вид официального сайта ОАО «РЖД».
«Всё это успешно создаёт у многих пользователей сети Интернет впечатление, что данные ресурсы имеют прямое отношение к ОАО «РЖД». Поэтому претензии за взимание различных сборов, которые не компенсируются клиентам при возврате билетов и не учитываются бухгалтерской службой при расчёте командировочных выплат, направляются гражданами ОАО «РЖД», – рассказывает Александр Зажигалкин.

В первой половине 2019 года большое число жалоб было связано с работой интернет-ресурса rzd-online, неправомерно использующего средства индивидуализации ОАО «РЖД». Предусмотренные законодательством процедуры досудебного урегулирования конфликтных ситуаций в области незаконного использования средств индивидуализации предусматривают направление претензионных писем нарушителям, и в том числе администраторам доменных имён.

«Проведённая Центром инновационного развития работа позволила в рамках предусмотренных законодательством процедур досудебного урегулирования обеспечить изменение наименования ресурса и удаление с него информации и принадлежности к ОАО «РЖД», – сообщает Александр Зажигалкин.

По его словам, ресурс rzd–online стал показательным примером, когда ОАО «РЖД» обязало сайт-посредник осуществлять свою деятельность в правовом поле.
«Работа в этом направлении будет продолжена. Ожидается, что отобранные в рамках открытого запроса предложения помогут повысить эффективность такой деятельности», – говорит Александр Зажигалкин.

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

История

Каким был второй московский вокзал Каким был второй московский вокзал
Советы профессионалов: как правильно управлять личными финансами Как стать машинистом паровоза Специальный проект «Гудка», посвященный старинным паровозам, ретро-турам и возрожденной профессии

Популярное из регионов

Прямой эфир

Пресс-релизы

В раздел →