Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*
Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Эффективные решения на Восточно-Сибирской магистрали

Инфраструктура | Вторник | 26.11.2019 | 05:05
Алексей Самолюк, начальник службы технической политики Восточно-Сибирской дороги
Алексей Самолюк, начальник службы технической политики Восточно-Сибирской дороги | Инфраструктура
Руслан Казаков
Программа реализации проектов «Бережливое производство в ОАО «РЖД» на Восточно-Сибирской дороге выполнена в полном объёме. Над чем и как работали на магистрали, о планах на 2020 год наш разговор.

– Алексей Григорьевич, c какими результатами завершаете год?

– На сегодняшний день в проекте «Бережливое производство в ОАО «РЖД» задействовано 121 подразделение Восточно-Сибирской дороги. Рассмотрено и утверждено 226 проектов, фактический экономический эффект от их реализации составил 113,1 млн руб. В необходимой и важной работе принимали участие все структурные подразделения функциональных филиалов.

– Какие из реализованных проектов этого года вы бы отметили?

– Заслуживает внимания проект эксплуатационного локомотивного депо Улан-Удэ «Организация вождения тяжеловесных поездов на участке Улан-Удэ – Наушки – Улан-Удэ тепловозом 2ТЭ116У». Ранее вождение тяжеловесных поездов на участке Улан-Удэ – Наушки – Улан Удэ осуществлялось локомотивами серии 3ТЭ10МКО трёхсекционного исполнения. Это приносило значительные расходы дизельного топлива из-за нерационального использования мощности локомотива. В результате реализации проекта организовано вождение грузовых тяжеловесных поездов двухсекционными локомотивами 2ТЭ116У взамен 3ТЭ10МКО. Мощность локомотива 2ТЭ116У – 5300 кВт, а этого достаточно для прохождения участка Медведчиково – Наушки, а на участке Улан-Удэ – Медведчиково, имеющем более неблагоприятный профиль пути, добавляется подталкивающий локомотив ТЭМ2. Экономический эффект от реализации проекта составил 757 тыс. руб.

Достоин внимания проект эксплуатационного вагонного депо Тайшет по оптимизации затрат на проведение среднего и текущего ремонта колёсных пар на участке Вихоревка – Усть-Илимск. В случае длительного хранения отремонтированных колёсных пар собственности РЖД требуется направлять их в ВРК для проведения повторного ремонта (6 месяцев хранения – текущий ремонт, 24 месяца – средний ремонт). После внедрения проекта отремонтированные колёсные пары при ремонте вагонов используются в качестве технологических, с подкаткой и прокатыванием на путях станции под грузовыми вагонами, ожидающими поступления или ремонта снятых деталей. Для удобства отслеживания подкатываемых колёсных пар начали вести журнал учёта в электронном виде – на ftp-ресурсе. Это нововведение позволило сэкономить 1,535 млн руб. на проведении повторного текущего ремонта 18 колёсных пар и среднего ремонта 121 колёсной пары в год. Технологический эффект заключается в сокращении потерь на 173,75 чел./ч в год.

Благодаря реализации проекта эксплуатационного локомотивного депо Зима «Организация работы локомотивных бригад на участке Зима – Иркутск – Зима» появилась возможность сократить эксплуатационные расходы на 1,877 млн руб. В этом же депо внедряется технология, оптимизирующая работу локомотивных бригад на станции Перевоз. Для этого организуется прохождение предрейсового медицинского осмотра, инструктажа и выдача электронного маршрута машиниста в основном депо и с учётом пересмотра норм подготовительно-заключительных операций обеспечивается доставка локомотивных бригад к месту производства маневровых работ на станции Перевоз. Реализация проекта сэкономит для депо 1,471 млн руб.

Можно приводить и другие примеры, но и так ясно: на предприятиях продолжают искать резервы и находят их, применяя инструменты бережливого производства.

– Что помогает в этом поиске?

– На дороге сформирован круг руководителей и специалистов, которые имеют адекватное понимание и достаточный опыт внедрения технологий бережливого производства. Ежеквартально проводятся семинары, технические занятия со специалистами дирекций, служб по изучению требований нормативной документации в области системы менеджмента качества (СМК) и бережливого производства. Со слушателями, проходящими курсы повышения квалификации в Корпоративном университете, Иркутском госуниверситете путей сообщения, проводятся лекции и практические занятия по сертификации, процедуре проведения внутреннего аудита СМК и внедрения технологий бережливого производства. Только в 2019 году в Региональном центре корпоративного управления повысили квалификацию в области бережливого производства 40 руководителей и специалистов, в планах на 2020 год обучить ещё 45 человек. 

Кроме этого, с целью повышения инициативы и внутренней мотивации работников, участвующих в проектах, на дороге сформирована система популяризации бережливого производства, включающая в себя проведение семинаров, слётов, конкурсов, мероприятий по обмену опытом, освещение в СМИ. В 2019 году мы продолжаем освещение наилучших практик в корпоративных СМИ, в том числе на общесетевом уровне.

Несмотря на то что существующие распорядительные документы ОАО «РЖД» не обязывают железные дороги детально рассматривать каждый проект, для обеспечения более тесной связи на всех уровнях взаимодействия мы разработали свой алгоритм рассмотрения и утверждения проектов бережливого производства. На протяжении всего жизненного цикла проекта специалистами службы технической политики, экономики и финансов, управления трудовыми ресурсами и организационной структурой, а для мультифункциональных проектов ещё и технологической службы осуществляется экспертно-консультационное сопровождение в части поиска правильного решения и формирования мероприятий, направленных на снижение имеющихся потерь и оценку полученных эффектов.

Есть у работников и, что называется, личный интерес. У нас полностью использован выделенный фонд поощрения за реализацию проектов бережливого производства на 2019 год. Более 680 членов рабочих групп по внедрению технологий бережливого производства получили вознаграждение в среднем по 36 тыс. руб. на одного человека за 203 завершённых проекта.

– Поделитесь, пожалуйста, планами на 2020 год. Над чем и как собираетесь работать?

– Для дальнейшей организации работы по повышению эффективности процессов и снижения издержек за счёт внедрения технологий бережливого производства в IV квартале 2019 года и I, II, III кварталах 2020 года начальником дороги Василием Фроловым 1 октября 2019 года утверждено распоряжение «О внедрении технологий бережливого производства на Восточно-Сибирской железной дороге в 2020 году», согласно которому более 120 структурных подразделений реализуют более 300 проектов бережливого производства. Работа ведётся согласно утверждённому плану. Особое внимание будет уделено реализации тиражируемых проектов, разработанных как подразделениями дороги, так и всей сети. И здесь бы не помешала база данных успешных проектов бережливого производства, сформированная на уровне компании.

Беседовал Сергей Кез

Cегодня в СМИ

Первые лица