Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Через всю Россию за 100 минут

Инфраструктура | Пятница | 01.11.2019 | 07:34
За два года Музей железных дорог России принял более полумиллиона посетителей
За два года Музей железных дорог России принял более полумиллиона посетителей | Инфраструктура
Виктор Казарин
В минувшую среду Музей железных дорог России в Санкт-Петербурге в честь своего двухлетия приготовил подарок для юных посетителей, пригласив школьников города принять участие в квесте «Через всю Россию за 100 минут».

Разделившись на команды по восемь человек, 256 ребят путешествовали по 16 площадкам музея, каждая из которых символизировала одну из железных дорог России. Школьники начали своё приключение с площадки «Стрелка времени» в виде интерактивного экрана. Установив стрелку на определённую эпоху, каждый мог посмотреть сюжеты об истории железных дорог.

«Двухлетие музея – относительный праздник. Ведь по сути он начал создаваться в момент образования железных дорог России, а это случилось ровно 182 года назад, когда 30 октября 1837 года первый поезд отправился из Петербурга в Царское Село, – говорит директор музея Владимир Одинцов. – Сначала музей был небольшим кабинетом, затем площадкой на станции Шушары, потом находился за Варшавским вокзалом, а два года назад превратился в современный музейный комплекс».

Что собой представляли дороги в самом начале, школьники узнают по мере того, как переходят от площадки к площадке. По задумке музейных работников, ребята знакомятся не только с историей стальных магистралей, но и узнают нравы и обычаи народностей, живущих в том или ином регионе. Так, на площадке Красноярской дороги волонтёры рассказывают о ненцах, на площадке Западно-Сибирской – об истории Транссиба и географии региона, а на Октябрьской дети делают фигурки птичек, напоминающих о современном подвижном составе. А ещё они водят хороводы, отгадывают загадки, а то и вовсе, прилипнув к стендам, вдумчиво читают написанное. Так, девочки лет 10–12 внимательно изучают крытый товарный вагон Ташкентской железной дороги. Здесь же информация о нём: где построен, когда ездил, чем отличается конструкционно.

«Раньше здесь не была, хотя слышала про этот музей и очень хотела сюда попасть, – делится Даша Лутовинова. – Много ездила на поездах и хотела узнать структуру железных дорог. Очень интересно и много для меня нового».

«Впервые сюда пришла полгода назад с родителями. Я тогда ещё на поезде ни разу не ездила, и мама с папой привели сюда, чтобы я увидела, какие бывают поезда. А потом мы отправились в путешествие на настоящем поезде, мне понравилась железная дорога», – говорит Лиза Горячёва.

То, что посетители приходят сюда не по одному разу, для музейщиков не новость. Они рассказывают, что иногда мама с ребёнком может вернуться и в пятый раз. За два года работы в музее РЖД побывали более 500 тыс. человек. «Реальность намного превзошла наши прогнозы. Когда музей только открывался, мы рассчитывали на 250 посетителей в сутки. А сейчас к нам приходят по 1,5 тыс. человек в день, а в Ночь музеев было 6 тыс. гостей. Тут дети становятся взрослее, а взрослые превращаются в детей. Ведь маленьким посетителям мы не только в игровой форме рассказываем о железной дороге, но и знакомим с правилами безопасности, железнодорожными профессиями. Взрослые очень живо реагируют на экспонаты. Можно сказать, что благодаря нашей профориентационной работе железные дороги России во многом будут укомплектованы кадрами», – говорит Владимир Одинцов.

Во время квеста школьники «побывали» в Калининграде и Владивостоке, на Ямале, поучаствовали в конкурсах и музыкальных номерах, мастер-классах. За каждый верный ответ викторин и выполненные задания ребятам вручали атласные ленточки. В завершение путешествия ребята, собравшись вместе, соединили все ленточки. Так они провели флешмоб, где 16 атласных ленточек символизировали сеть РЖД.

По словам Владимира Одинцова, в будущем году в планах музея – пополнить коллекцию экспонатов. Так, после реставрации в ней появится единственный целый образец промышленного электровоза, построенного в Италии в 1934 году. Долгое время он использовался на подъездных путях одного из комбинатов на Урале. На 2020 год намечено строительство крыши на площадке в Шушарах. Сейчас там в запаснике музея хранится более 60 образцов железнодорожной техники. Кроме того, планируется построить детские площадки в Гатчинском дворе и поставить вагон-ресторан, который бы выполнял функцию кафе – каждый ребёнок может отметить там свой день рождения.

«Нам есть к чему стремиться, – говорит Владимир Одинцов. – Хотя в международном сообществе железнодорожных музеев мы уже получили признание. Среди технических музеев мы одни из первых по посещаемости. Уже получили диплом «Лучший европейский музей мира» в номинации «Самый приспособленный музей для посетителей», и теперь на конференции в Сиднее было принято решение о том, что Музей железных дорог России примет следующую, V Международную конференцию железнодорожных музеев RAILCONF в 2021 году».
Яна Позолотчикова, соб. корр. «Гудка», Санкт-Петербург

Cегодня в СМИ

Первые лица