Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Искусственный интеллект поможет машинисту

Инфраструктура | Пятница | 01.11.2019 | 07:29
Андрей Орёл, начальник технического отдела Северной дирекции тяги
Андрей Орёл, начальник технического отдела Северной дирекции тяги | Инфраструктура
СЖД
– В середине октября в эксплуатационном локомотивном депо Лоста завершилось тестирование программно-аппаратного комплекса помощи машиниста локомотива ПАК ПМЛ. Каковы возможности комплекса?

– Его работа основана на принципах искусственного интеллекта. Технология позволяет в различных условиях погоды и освещённости распознавать стрелки, светофоры и другие объекты инфраструктуры, людей, вагоны и иные препятствия на путях, а также движущиеся объекты на опасных участках. Также предусмотрены функции автоведения локомотива, оперативной диагностики верхнего строения пути, учёта и контроля вагонов, картирования объектов инфраструктуры. Система призвана оказывать помощь машинисту, контролируя скорость локомотива при прицепке его к составу, своевременно сообщать о неправильном положении впереди лежащей стрелки, движении на запрещающий сигнал светофора, наличии людей и препятствий на пути следования локомотива. А подсистема, следящая за проездом локомотивом контрольных точек – светофоров, стрелок, километровых столбов и специальных меток, – должна передавать всю информацию в режиме реального времени в Центр сбора и обработки данных.

Комплекс включает в себя вычислительный блок с системой компьютерного зрения, видеокамеры, устройство позиционирования. Он установлен на маневровом локомотиве ЧМЭ3 и подключён к электропневматическому клапану, соединённому с тормозной системой локомотива. Когда комплекс определяет ситуацию как опасную, к примеру, горит запрещающий сигнал светофора или на путях находится человек, машинисту должен поступить светозвуковой сигнал. И если он не реагирует, комплекс отдаёт бортовой системе локомотива команду на торможение.

– Что показало тестирование?

– Комплекс корректно отображает на мониторе информацию о неправильном положении стрелочного перевода, которое чревато взрезом стрелок, движении на запрещающий сигнал светофора, наличии людей и подвижного состава на пути следования локомотива. Тестирование в соответствии с утверждённой программой и методикой испытаний проводилось на скоростях до 25 км/ч и не затрагивало взаимодействия ПАК ПМЛ с управляющими системами локомотива.
Тестированием комплекса завершён важный этап пилотного проекта ОАО «РЖД» «Внедрение технологии технического зрения для управления и мониторинга подвижного состава», реализуемого в рамках глобального корпоративного проекта «Цифровой локомотив».

– Каковы дальнейшие шаги в реализации проекта?

– Сотрудничество разработчика комплекса АО «Когнитив», Северной дирекции тяги, службы корпоративной информатизации СЖД, Северной дирекции управления движением и других участников рабочей группы продолжается. В ноябре-декабре планируется проверить взаимодействие ПАК ПМЛ с управляющими системами, причём скорость движения локомотива будет увеличена. Полностью завершить испытания системы технического зрения планируется до конца года. Решение о целесообразности тиражирования системы будет принято в следующем году.
Беседовал Николай Порецкий

Cегодня в СМИ

Первые лица