Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Дефектоскописты сдают экзамен

Инфраструктура | Пятница | 01.11.2019 | 07:21
Специалисты рельсовой диагностики МЖД в преддверии зимнего сезона проходят аттестацию
Специалисты рельсовой диагностики МЖД в преддверии зимнего сезона проходят аттестацию | Инфраструктура
Владимир Горелкин
В Московском центре диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры близится к завершению осенняя проверка на соответствие специалистов дефектоскопии требуемым знаниям и навыкам. 29 октября свои профессиональные качества перед аттестационной комиссией демонстрировали очередные 13 специалистов данного профиля из Московско-Смоленской дистанции пути (ПЧ-17).

Аттестационной комиссии, которую возглавляет заместитель начальника центра Евгений Митрофанов, предстояло не только оценить знания и профессиональную подготовку специалистов, но и составить на каждого по итогам проведённой проверки рекомендацию относительно присвоения или, наоборот, понижения профессионального разряда. Такие характеристики составляются по итогам экзамена, который разбит на несколько этапов.

Сначала теория. Каждому аттестуемому предстояло ответить на вопросы, связанные со знаниями нормативной документации, ультразвуковой дефектоскопии. Оценивающий теоретические знания технолог единого центра расшифровки Александр Бураков успел услышать сотни ответов по интересовавшим его темам. Найти правильный, как он считает, участникам аттестации непросто. Физику процесса, на основе которого строится дефектоскопия, в состоянии объяснить практически каждый экзаменуемый. Сложнее – с нормативной документацией. С каждым годом появляется что-то новое в перечне руководящих документов, знание которых обязательно для специалистов данной категории. Инструкции, касающиеся выполнения производственных процессов, классификаторы рельсовых дефектов – за всем этим надо уследить.

По мнению Александра Буракова, на столичной магистрали требования к диагностике достаточно жёсткие. Каждый год сюда поступает новое оборудование и современные средства диагностики. Соответственно ежегодно проходят тестирование специалисты, призванные обслуживать эту технику. Отсюда и цель проходящего мероприятия. Она состоит не только в выполнении процедуры аттестации. Другая задача специалистов центра связана с возникновением у путейцев-операторов вопросов по находящейся в их распоряжении технике. Нужно максимально полно дать необходимые объяснения, показать основу настройки.

Ирина Кулешова работает в ПЧ-17 8 лет в качестве оператора дефектоскопной тележки. Начинала с «двушки» – съёмного дефектоскопа РДМ-2, теперь выходит на дистанцию с техникой иного поколения – дефектоскопами РДМ-23. В сравнении то и другое, как небо и земля. У «23-го» целый ряд преимуществ перед оборудованием предыдущих моделей. Это и удобно расположенный экран управления, и тщательно продуманная схема электронного блока, и наличие В-развёртки, и большее количество каналов прослушивания, и функция 3D-сканирования. В совокупности эти достоинства позволяют быстро и точно настроить технику, выполнить качественный контроль рельсов и элементов стрелочных переводов, после чего просмотреть запись результатов на экране электронного блока и передать их на персональный компьютер для дальнейшей обработки.

Коллега Ирины Алексей Шапортов работает с дефектоскопом модели РДМ-22.
– Поступив 3 года назад в дистанцию, – рассказывает он, – получил 22-ю модель. Работать с ней вошло в привычку. Но знание особенностей работы дефектоскопов других серий всегда нужно держать в уме. В дистанции может случиться всякое – изменение графика работы, переброска на другой участок проведения диагностики. Практическая и теоретическая подкованность позволяет быть готовым к таким неожиданностям.

От теории – к практике. Нынешней осенью для практического обучения операторов-дефектоскопистов в центре установлен компьютеризированный интерактивный тренажёрный комплекс «Зарница».

По сути это симулятор дефектоскопной тележки. Проходящий аттестацию специалист устанавливает интересующий его режим, выбирая тип дефектоскопа. После этого тренажёр обеспечивает полную имитацию обнаружения дефектов по нитям железнодорожного пути. Осмотр выполняется по всей длине и сечению рельсов с проверкой стрелочных переводов и моделированием дефектов в рельсах. Одновременно ведётся и проверка правильности действий оператора дефектоскопной тележки.

В каждом из помещений, где проходит аттестация, на стене – стенды с рисунками дефектов рельсов. Есть и другие, может быть, более наглядные пособия – «куски» остродефектных рельсов. Все эти пятна и трещины, увы, не специально изготовленные учебные экспонаты, а самые что ни на есть настоящие, «изъятые» из стальной колеи МЖД. Нетрудно представить себе, к каким печальным последствиям мог привести каждый из этих дефектов, не будь он вовремя выявлен специалистами.

На заключительном этапе аттестации её участникам предстояло выполнить проверку работоспособности съёмных и мобильных средств неразрушающего контроля. Процедура проходила на специально оборудованном испытательном участке пути (в тупике), на котором уложены рельсы с искусственными и естественными дефектами строго обозначенных кодов. Каждый элемент тупика уложен в полном соответствии с регламентом, разработанным Центральной дирекцией инфраструктуры. Почему такая скрупулёзность в обустройстве испытательного участка, объяснил ответственный за практическую часть аттестации начальник отдела неразрушающего контроля центра Виктор Попов. По его словам, все металлы, используемые в железнодорожной инфраструктуре, ведут себя по-разному при различных условиях эксплуатации. Нас ждёт зима. При низких температурах металл становится более хрупким, подверженным различным воздействиям. Вероятность возникновения дефектов в рельсах и их развитие в это время года особенно возрастает. За каждым из таких дефектов могут стоять жизни. С учётом этих моментов и разработано специальное испытательное оборудование, которым обустроен тупик. И в целом к аттестации у её организаторов самое серьёзное отношение.

Все 13 работников ПЧ-17, державших 29 октября экзамен, с заданиями справились. Начатая с сентября проверка знаний операторов дефектоскопных тележек будет завершена с приходом декабря. Всего в 31 дистанции пути столичной магистрали сегодня трудятся 586 специалистов соответствующего профиля. Оценивая предварительные итоги нынешней аттестационной кампании, Евгений Митрофанов отмечает, что они внушают оптимизм. В 2018 году свою квалификацию не смогли подтвердить 20 операторов-дефектоскопистов. Есть основания думать, что на этот раз таких «двоечников» будет меньше. (К тому же у не справившихся работников ПЧ есть 2 недели на пересдачу экзамена.) На оптимистический лад настраивает и другой показатель – почти половина от штатной численности занятых на полигоне МЖД операторов-дефектоскопистов (271 человек) имеют наивысший профессиональный разряд. Кстати, благодаря высокому профессионализму специалистов данного профиля по числу выявляемости остродефектных рельсов Московская железная дорога наряду с Забайкальской и Дальневосточной магистралями входит в тройку лидеров на сети РЖД.
Владимир Горелкин

Cегодня в СМИ

Первые лица