Новости дня

«Бережливая» Северная дорога

Инфраструктура | Вторник | 29.10.2019 | 08:02
Александр Колесников, начальник службы технической политики Северной дороги
Александр Колесников, начальник службы технической политики Северной дороги | Инфраструктура
Архив СЖД
В этом году все подразделения Северной магистрали перевыполнили установленные компанией задания по бережливому производству. О самых эффективных проектах этого года, а также о планах наш разговор.


– Александр Викторович, с какими результатами в реализации Программы проектов бережливого производства Северная дорога завершает год?

– Структурные подразделения ОАО «РЖД», расположенные в границах магистрали, реализовали 364 проекта улучшений. Суммарный экономический эффект составил более 141 млн руб. Это на 23% больше, чем в 2018 году. А утверждённый компанией годовой план по экономии затрат перевыполнен на 21%. Эффективно отработали все региональные дирекции и территориальные центры. Отмечу, что впервые в этом году все они перевыполнили установленное задание.

– Коллективы каких подразделений можете отметить особо и какие значимые проекты были ими реализованы?

– В первую очередь отмечу проектный офис бережливого производства Северной дирекции тяги. От реализации его разработок получен эффект более 58 млн руб. – почти половина от общего показателя. Самой эффективной оказалась оперативная рабочая группа эксплуатационного локомотивного депо Иваново. В этом году реализовано шесть её проектов с суммарным эффектом более 20,5 млн руб. Самые эффективные из них – «Эксплуатация двух секций маневрового тепловоза серии ЧМЭ3 вместо магистрального грузового тепловоза серии 2ТЭ10 в хозяйственном движении» и «Экономия топливно-энергетических ресурсов за счёт применения режима холостого хода при ведении легковесных поездов весом до 2,5 тыс. тонн тепловозами 2ТЭ116УД».

Отмечу также, что вместе с работниками локомотивного комплекса в реализации всех их крупных проектов, направленных на изменение технологий перевозочного процесса, активно участвуют представители Северной дирекции управления движением.

– Кто принимает самое активное участие в реализации мультифункциональных проектов и какой получен эффект?

– Если в прошлом году на дороге было внедрено 14 мультифункциональных проектов с эффектом 24 млн руб., то в этом уже 26 на более чем 36 млн руб. Инициаторы большинства из них, как и в предыдущие годы, – руководители и специалисты локомотивных депо и станций, входящие в состав узловых рабочих групп.

Однако в этом году инициативу проявили также работники Северо-Восточной дирекции по эксплуатации путевых машин, Вологодской дистанции сигнализации, централизации и блокировки и Северного территориального центра фирменного транспортного обслуживания.

– Какие из мультифункциональных проектов самые интересные?

– На мой взгляд, это проект «Мобильный измерительный комплекс напольных устройств САУТ», внедрение которого позволило не только усовершенствовать технологию мониторинга этих устройств, но и исключить из неё использование одного локомотива и бригады. Проект «Изменение технологии обработки участка Текстильный – Юрьев-Польский – Кольчугино маневровыми локомотивами» позволил увеличить производительность маневрового локомотива в полтора раза. А реализация проекта «Оптимизация оборота локомотивных бригад при ведении грузовых поездов на участке Микунь – Сольвычегодск» позволила исключить следование бригад эксплуатационного локомотивного депо Сольвычегодск пассажиром.

– Что помогает активизировать проектную деятельность в области бережливого производства?

– Для появления продуктивных замыслов необходимо, чтобы менялась культура производства. Мы способствуем творческому развитию сотрудников, стараемся менять образ мышления и пробуждать инициативы. Так, в этом году в Вологодском и Архангельском регионах дороги провели практические семинары по организации проектной деятельности и внедрению технологий бережливого производства. В них приняли участие специалисты производственного и экономического блоков всех структурных подразделений этих регионов. Были рассмотрены методики применения инструментов контроля качества – диаграмма Исикавы, диаграмма Парето, диаграмма рассеивания, контрольные листки и контрольные карты.
До конца года планируем провести аналогичные семинары в Сольвычегодском и Сосногорском регионах. Кроме того, стараемся оказывать методическую помощь участникам проектирования. К примеру, составили в форме презентации учебное пособие по заполнению отчётных форм для завершения экономически эффективных проектов и планируем смонтировать обучающий видеоролик на ту же тему.

– Какие ещё обучающие практики применяете? 

– На базе службы технической политики организована обучающая площадка, на которой предоставляется возможность имитации процессов с целью отработки и закрепления навыков применения инструментов бережливого производства. Первый тренинг прошёл в сентябре. В нём были задействованы специалисты основных региональных дирекций и структурных подразделений, расположенных в границах Ярославского региона СЖД. Главная цель тренинга – изменить сложившееся годами шаблонное мышление.

Сейчас скорость изменений возрастает с каждым годом, особенно в области IT. Чтобы соответствовать запросам времени, нужно постоянно развиваться, тренировать такие компетенции, как эмоциональный интеллект, креативность. Большинство участников делают первые шаги в развитии способности мыслить нестандартно. Формат тренинга заставляет задействовать все свои способности и эрудицию, чтобы выйти за рамки существующих шаблонов. В практическое обучение мы встроили и теоретические блоки, чтобы дать участникам основу для решения поставленных перед ними задач. Были определены три блока: изучение базовых принципов бережливого производства, организация проектной деятельности и инструментарий для решения нестандартных задач.

– Что ещё нужно делать, чтобы не отстать от времени?

– Для дороги и компании в целом наступает время технологического рывка. Поэтому нам необходимо увеличивать скорость внедрения улучшений, инноваций, цифровых и информационных технологий, перенимать передовой опыт других предприятий. Мы установили контакты с инновационным центром «Сколково», который посетили уже три группы руководителей и специалистов магистрали. Тесно сотрудничаем с Торгово-промышленной палатой Ярославской области, в состав которой входят предприятия среднего и малого бизнеса области, крупные промышленные предприятия Ярославля и Рыбинска. У них есть чему поучиться. Важно, что процесс непрерывных улучшений набирает обороты, становится нормой для работников дороги. Поэтому в будущее смотрим уверенно.
Беседовал Николай Порецкий

Cегодня в СМИ

Первые лица