Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*
Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Главные «ворота» столицы

Инфраструктура | Пятница | 27.09.2019 | 16:32
Своё 170-летие Ленинградский вокзал Москвы встречает в обновлённом виде
Своё 170-летие Ленинградский вокзал Москвы встречает в обновлённом виде | Инфраструктура
Иван Куртов
Самая известная в стране площадь трёх вокзалов в Москве называлась в 1849 году Каланчёвской. Тогда и возник на ней первый железнодорожный вокзал, названный также – Каланчёвским, впоследствии переименованный в Петербургский, затем в Николаевский, в Октябрьский, а с 1937 года – Ленинградский.

Сегодня старейший вокзал столицы остаётся самым популярным и наиболее загруженным. Все новинки транспортного комплекса, как правило, первыми внед¬ряются здесь. И не случайно. Ведь между вокзалами двух столиц, задуманными архитектором Константином Тоном как вокзалы-близнецы, курсируют самые комфортабельные поезда, такие, как легендарная «Красная Стрела» и самые быстрые экспрессы: вначале ЭР200, а теперь «Сапсаны». А это значит – стабильно большой пассажиропоток, очень требовательные пассажиры…

Всё это накладывает особую ответственность на персонал. И здесь стараются учесть интересы всех категорий отъезжающих-прибывающих-встречающих, а также требования времени.

Более 14 000 пассажиров дальнего следования и 36 000 – пригородного отправляются ежедневно с Ленинградского вокзала. Он принимает в сутки до 25 пар поездов дальнего следования. Общий объём перевозок – более 600 млн пассажиров в год. И эти цифры ежегодно увеличиваются, поэтому работа всех служб вокзала постоянно совершенствуется, чтобы обеспечивать пропуск растущих пассажиропотоков.

В начале 2000-х во время реставраций и ремонта удлинили платформы, соорудили навесы над перронами, усилили освещение и изменили планировку, исключили пересечение потоков разных направлений, модернизировали планировку залов ожидания и служебных помещений, что позволило увеличить их полезную площадь.

Серьёзную модернизацию вокзала провели в период подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Коллектив выдержал испытание, сначала работая в условиях ремонта, а затем – при большом наплыве гостей ЧМ-2018. За успешную организацию перевозок гостей и участников чемпионата FIFA начальник Ленинградского вокзала Надежда Анисимова была удостоена почётного звания «Заслуженный работник транспорта РФ».

Казалось бы, все серьёзные работы проведены, можно расслабиться. Но тенденция к дальнейшему росту пассажиропотока и требования времени снова заставляют думать о дальнейшем усовершенствовании технологий обслуживания, о расширении площадей и предоставлении новых видов услуг.

На выставке-конференции «Вокзалы России – прошлое, настоящее, будущее» в числе базовых сценариев развития объектов Дирекции железнодорожных вокзалов до 2030 года рассматривался и вариант строительства высокоскоростной магистрали, в контексте которого потребуется реконструкция Ленинградского вокзала. Специалистам уже представлен для ознакомления предварительный план, включающий в себя возведение особой конструкции конкорса над путями. Причём, поддерживая традиции создателей вокзалов двух столиц, современные архитекторы предлагают точно такой же конкорс построить и на Московском вокзале в Санкт-Петербурге.

Кстати, объединяет эти вокзалы двух городов не только внешнее сходство зданий, но и тесное сотрудничество коллективов. Обмениваются опытом, откликаются на просьбы друг друга. Ведь если пассажир в плохом настроении уедет из Москвы, то с таким же он прибудет в город на Неве. И наоборот.

На Ленинградском вокзале трудятся почти две сотни человек: работники справочно-информационной службы, дикторы, дежурные, – словом люди, которые всегда рядом с пассажиром. И, казалось бы, всё знакомо, всё просто. Но каждую смену – новые обстоятельства, нестандартные обращения граждан, и приходится решать новые вопросы и задачи.

Интернет в залах, плазменные информационные табло, современная навигация… Беспрецедентные меры приняты к обеспечению условий для маломобильных пассажиров, для которых создали специальную комнату ожидания. Появился и центр мониторинга, операторы которого отслеживают в режиме онлайн ситуацию в каждом из секторов и отвечают на вопросы, поступающие с панелей экстренного вызова, переоборудована пригородная зона, капитально отремонтированы три пригородные платформы.

Кто-то считает, что пассажиры не замечают положительных перемен, только ругают, если что-то не нравится. Анализ показал, что это не так. Замечают! За прошлый год на вокзал поступило в полтора раза больше обращений, чем за предыдущий. И большинство из них – благодарности. За каждым таким письмом – своя история. Просто так человек не придёт писать отзыв о работе вокзала. Кому-то помогли встретиться с близкими, потерявшимися на вокзале. Других поддержали в нестандартной ситуации, обеспечили проездными документами, когда нужных билетов в кассе не оказалось.

Порой люди не по своей вине опаздывают на поезд, и не один-два человека, а целыми группами: дети или туристы. Приходится разруливать ситуацию, искать решение. Ещё чаще пассажиры забывают свои вещи на вокзале или в поезде. За минувший летний сезон забывчивые оставили на вокзалах Москвы более четырёх тысяч личных вещей – на 15% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Больше всего – на Ленинградском вокзале (более трёх тысяч). Оставляют ручную кладь, мобильные телефоны, зарядные устройства. И каждая история поиска забывчивого пассажира – настоящий детектив.

Не все знают, что в случае потери вещей нужно обращаться к сотрудникам вокзала или камеры хранения. Забытые вещи хранятся на вокзале 30 дней, Чтобы забрать их, за весь срок хранения нужно заплатить 250 рублей. А вот утраченные документы сразу же передаются в полицию.

Вокзал – место, где человек находится в необычной, зачастую стрессовой ситуации, в состоянии волнения перед поездкой или в ожидании встречи с близкими. Важно, чтобы вся атмосфера на вокзале помогала преодолеть волнение, избежать ошибок, чтобы рядом оказались чуткие люди. И именно такие трудятся на Ленинградском вокзале. Например, специалист по охране труда Наталья Кутейникова была дежурной по залу, помощником начальника вокзала. 23 года отдала любимой работе. Она может поведать немало интересных историй, которые ежедневно случаются на вокзале. А ещё может дать совет, помочь коллегам, всегда делится богатым жизненным и профессиональным опытом. Два года назад сын Натальи Ивановны, Максим, стал её коллегой – работает инспектором входного контроля. Впрочем, вся их семья – железнодорожники. Бабушка Анастасия Политаева была стрелочницей, тётя Галина Борзихина – слесарем-ремотником вагонов, и мать Лидия Политаева работала в коммерческой конторе.

Общий стаж династии Каданцевых-Новиковых – более ста лет. Елена Сергеевна – ведущий инженер вокзала. Муж Сергей – работает здесь же водителем. Отец Сергей Владимирович – слесарь в локомотивном депо. Железнодорожниками были дед, бабушка и мать.

Прадед секретаря начальника вокзала Полины Антиповской – кочегар-машинист паровоза Пётр Иванович – стал родоначальником большой династии. У всех членов семьи – одно место работы: железная дорога. Дед и отец – машинисты, мать Ольга Дмитриевна – техник вокзала. Полина всегда знала: будет железнодорожником. И стала.

Настоящими фанатами родного вокзала являются Людмила и Вадим Костюхины. Вадим Николаевич начинал свою деятельность станционным рабочим. За 24 года на вокзале освоил транспортно-уборочные машины, был кладовщиком камеры хранения, маляром. Знает все уголки на вокзале, все его «капризы», сильные и слабые места. Сейчас свой опыт и знания использует в роли дежурного помощника начальника вокзала. Его жена Людмила Владимировна 10 лет занимается выдачей справок, имеет звание «Лучший по профессии». Доброжелательность, предупредительность, уважительное отношение к пассажирам и коллегам – её визитная карточка.

Такие люди трудятся в коллективе, который славится своей стабильностью. Другие здесь не задерживаются. И потому лидерство вокзала признано пассажирами, которым здесь легко и комфортно.

Ольга Печора

Материал опубликован в газете «Октябрьская магистраль» 27.09.19

Cегодня в СМИ

Первые лица