Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Лебедь вместо паровоза

Инфраструктура | Пятница | 06.09.2019 | 10:37
Вокзал Усть-Катав обрёл вторую молодость
Вокзал Усть-Катав обрёл вторую молодость | Инфраструктура
Пресс-служба ЮУЖД
Вокзал Усть-Катав Южно-Уральской региональной дирекции железнодорожных вокзалов отметил 25-летие. Именно четверть века назад было построено новое здание. Но его история насчитывает уже почти 130 лет.

Когда в ХIХ веке строили Самаро-Златоустовскую железную дорогу, участок от Уфы через Миньяр, Кропачёво, Усть-Катав, Вязовую и Бердяуш до Златоуста прокладывали с большим трудом. Ведь приходилось преодолевать ущелья Уральских гор и быстрые реки. И сегодня это самый сложный участок Южно-Уральской магистрали. С открытием движения поездов по новому пути, который стал истоком Великой Транссибирской магистрали, началось строительство станций и вокзалов.

В Усть-Катаве магистраль прошла рядом с посёлком при знаменитом ещё с демидовских времён железоделательном заводе. Для предприятия открылись новые возможности и для производства продукции, и для её отправки. У посёлка и был сооружён вокзал – небольшое деревянное одноэтажное здание, которое простояло 104 года и пережило революцию, Гражданскую войну, индустриализацию и Великую Отечественную.

Станция Усть-Катав принимала промышленное оборудование с эвакуированных заводов и отправляла воинские эшелоны. Тысячи человек прошли через маленький вокзал с печным отоплением и чёрным от угля полом. Ветераны, вспоминая то старое здание, поражаются, как помимо пассажиров оно вмещало ещё и кассы, и весовщиков, и дежурных.

Внутри зала ожидания и на улице под навесом для удобства пассажиров и провожающих стояли несколько скамеек.

Это сейчас через Усть-Катав за сутки проходит 26 пар пассажирских поездов и две электрички, а тогда здесь можно было сесть только на пригородные: к поездам дальнего следования надо было ехать на станции Вязовая или Кропачёво.

В годы войны посёлок Усть-Катав получил статус города. Жителей прибавилось, но о том, что на вокзале тесно и он не справляется с потоком пассажиров, вспомнили только в середине 1980-х.

В основу проекта заложили форму паровоза. Построили же новый вокзал только в 1994 году – красивое двухэтажное здание, облицованное белым мрамором.

Паровоз, правда, не получился, и вокзал больше напоминал лебедя с расправленными крыльями. Лебедем его так и зовут. Площадь нового здания составила свыше 2 тыс. кв. м, вмещает оно 150 пассажиров.

Здесь есть удобный зал ожидания с диванами, помещение для презентаций, деловых встреч и переговоров, камеры хранения, круглосуточные комнаты отдыха. Можно даже поиграть в теннис.

Сегодня вокзал обновляется: меняются двери, реконструируются платформы. «Все три платформы удобны для пассажиров, в том числе для людей с ограниченными возможностями. Наш вокзал полностью приспособлен для пассажиров этой категории: есть тактильные линии, отдельная приспособленная касса, санитарная комната. Мы на этом не остановимся, хотим сделать свой вокзал совершенным», – говорит его начальник Наталья Елчева.

Обзаводится вокзал и техническими средствами, обеспечивающими транспортную безопасность. В октябре здесь появятся видеонаблюдение, досмотровая зона, рамки металлоискателя.

Усть-Катав – город транспортный. Ещё в конце ХIХ века на местных заводах изготавливали железнодорожные мосты, стрелочные переводы, вагоны.

Сегодня производят современные трамваи, которые можно встретить во многих городах России. Работники Златоустовского региона дороги здесь на особом счету, многие из них – представители железнодорожных династий с большой историей. У той же Натальи Елчиной корни династии уходят в глубь веков.

Её подчинённые также потомки нескольких поколений железнодорожников.

Жители города любят свой вокзал. Поэтому большие праздники они отмечают именно здесь. Особенное удовольствие от участия во всевозможных конкурсах получают дети. Вот и сейчас к своему юбилею вокзал организовал конкурс детского рисунка «Вокзалы будущего» и фотоконкурс «Мир красочный, поющий и звенящий».

На юбилей вокзала пришло много гостей. Подарки «юбиляру» дарили как в любимый дом – холодильник, телевизор, телефон для дежурного по вокзалу. Уральские мастера художественной ковки подарили герб Усть-Катава, который установили тут же, у здания вокзала. Администрация города вручила сертификат на внушительную сумму. «Потратим эти деньги на благоустройство. Здесь поддержка нам больше всего нужна», – поделилась планами начальник вокзала. Не были забыли в этот день и ветераны, которым выписали премии.

Евгения Мусихина

Cегодня в СМИ

Первые лица