Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Профессиональная ориентация для поколения Z

Инфраструктура | Четверг | 29.08.2019 | 10:27
В ОАО «РЖД» разрабатываются новые форматы профориентации подростков
В ОАО «РЖД» разрабатываются новые форматы профориентации подростков | Инфраструктура
Дмитрий Дмитриев
Система профориентирования подрастающего поколения в ОАО «РЖД» будет перезагружена с учётом особенностей поколения Z – детей, родившихся после 2000 года. Новая модель предполагает активное использование цифровых технологий: digital-форматы обучения, дистанционные программы и курсы. Для навигации по профориентационным проектам в РЖД планируют создать специальную онлайн-платформу.

Все нововведения предусмотрены Концепцией развития профориентационной деятельности ОАО «РЖД» до 2025 года, утверждённой в феврале.

Концепция задаёт новый вектор при работе с детьми и подростками – ориентация молодёжи на новые позитивные ценности отрасли, на масштабность решаемых задач, технологическое развитие железнодорожного транспорта, цифровизацию. При этом компания должна научиться говорить с подростками на понятном им языке.

«Современное поколение детей и молодёжи – поколение Z. Это поколение эпохи цифровизации, его представители имеют соответствующие навыки и тип мышления, склонны к активному потреблению современных информационных технологий (Интернет, соцсети, мессенджеры). Поэтому цифровые каналы коммуникации – один из наиболее эффективных способов предоставления обучающего контента для современных школьников», – отмечается в документе.

В РЖД намерены переориентировать свои обучающие программы и корпоративные социальные проекты для подростков с учётом новых трендов. Так, в частности, будет решаться задача по оцифровке имеющегося профориентационного контента и введению цифровых форматов обучения: это могут быть обучающие ролики-викторины, короткие анимационные ознакомительные ролики, видеоэкскурсии и игры-«бродилки» по объектам ОАО «РЖД», встречи с сотрудниками компании в прямом эфире. Также рассматривается возможность создать онлайн-библиотеки и онлайн-сообщества для подростков.

«Цифровой контент будет доступен на специальной онлайн-платформе. Это будет своего рода навигатор по всем профориентационным активностям компании. Здесь, например, можно будет посмотреть, какие открытые уроки или профильные смены в детских оздоровительных лагерях планируются, и подать заявку на участие», – говорится в Концепции развития профориентационной деятельности ОАО «РЖД».

Детские железные дороги останутся основными площадками для профориентации: они будут адаптировать свои программы с учётом особенностей современного поколения детей и внедрять цифровые технологии.

Одно из направлений – дистанционное обучение. Старший инструктор Московской Детской железной дороги (МДЖД) Галина Куценко отмечает, что на МДЖД уже доступно прохождение тестов онлайн, юные железнодорожники могут участвовать в мастер-классах и открытых уроках в режиме телемостов. «Дистанционное обучение позволит в перспективе привлекать для знакомства с железнодорожными профессиями большее число детей из городов, где нет Детских дорог», – полагает она.

В механизме профориентации появится новое звено – опорные школы. Это общеобразовательные муниципальные школы, с которыми ОАО «РЖД» заключит соглашение об открытии профильных инженерно-железнодорожных классов и обеспечит развитие материально-технической базы учебного заведения. Если Малые магистрали ориентированы на знакомство детей со спецификой железнодорожных профессий, то цель опорных школ – обеспечить углублённую подготовку по школьным предметам, необходимым для поступления в университеты путей сообщения. Как и на ДЖД, здесь будут учить и в очном, и в дистанционном формате.

Ожидается, что в новом учебном году опорные школы заработают на Красноярской и Свердловской железных дорогах, в перспективе планируется сформировать сеть таких школ, охватывающую более 120 населённых пунктов, уточнили в РЖД.

Для раннего выявления талантов в РЖД с этого года действует Центр компетенций по выявлению и поддержке одарённых детей. Он создан на базе школы-интерната № 19 Новокузнецка. По словам директора школы-интерната Ирины Пугачёвой, талантливых ребят будут искать среди пяти- и шестиклассников, добившихся успеха в одной из областей науки. Развивать ребят будут по трём направлениям – «наука», «профориентация» и «проектная смена». В перспективе, когда будет сформирована база данных талантливых ребят, их во время каникул будут приглашать на 10-дневные смены в интернат. «Учебная программа таких сборов будет включать создание научных проектов и проведение экспериментов, а также подготовку к профильным сменам в образовательном центре «Сириус», – отмечает Ирина Пугачёва.

Отказываться от традиционных форматов профориентации в РЖД тоже не планируют, ведомственные школы ежегодно проводят мероприятия для знакомства ребят с компанией и отраслью. «Мы традиционно проводим экскурсии на железнодорожные предприятия, ежегодно организуем игру «Управление железнодорожным бизнесом», профориентационные квесты. Был шикарный гала-концерт «Песни железной дороги» с участием ребят с 1-го по 11-й класс. Такая работа даёт свои плоды: из 15 одиннадцатиклассников семь поступили по целевому направлению», – отметила Ирина Пугачёва.

Кроме того, компания будет поддерживать федеральные профориентационные программы, в том числе участвовать в проектах образовательного центра «Сириус» и «Билет в будущее», форуме «Проектория».

«Синергетический эффект от реализации данных мероприятий позволит укрепить позиции HR-бренда компании в подростковой среде и сформирует устойчивый поток желающих работать в компании», – отмечают в Департаменте управления персоналом ОАО «РЖД».

Мария Абдримова
Виталий Маслюк

Cегодня в СМИ

Первые лица