Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*
Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Вокзалу Екатеринбург-Пассажирский исполнилось 105 лет

Инфраструктура | Четверг | 27.06.2019 | 16:22
Уникальный архитектурно-художественный ансамбль вокзал сочетает с современной инфраструктурой
Уникальный архитектурно-художественный ансамбль вокзал сочетает с современной инфраструктурой | Инфраструктура
ИВАН ШАПОВАЛОВ/ПРЕСС-СЛУЖБА ОАО «РЖД»
Вокзалу Екатеринбург Свердловской дирекции железнодорожных вокзалов 14 июня исполнилось 105 лет.

По словам начальника вокзала Алексея Тарасова, празднование решили перенести на несколько дней раньше, когда отправляли детские поезда на летний отдых. Играла музыка, выступали творческие коллективы, было шоу мыльных пузырей. «Праздничнее настроения быть не может, – рассказал Алексей Тарасов. – Две тысячи ребятишек благополучно отправили на юг. Так что день рождения провели на вокзале, в работе».

Сейчас вокзальный комплекс в Екатеринбурге состоит из нескольких зданий. Одно из них, которое сегодня используется как Музей истории, науки и техники Свердловской дороги, раньше было вокзалом, построенным по проекту архитектора Петра Шрайбера в стиле модерн в 1878 году. Тогда Екатеринбург был конечной станцией Уральской горнозаводской железной дороги. А когда проложили пути к соседним городам – Челябинску и Тюмени, появилась потребность в новом вокзале. Количество пассажиров увеличилось, и старый стал тесен.

В 1910 году началось строительство нового, крупного вокзала, которое завершилось в 1914 году. Именно июнь этого года и принято считать днём рождения вокзала. Архитектором его стал Константин Бабыкин. Свердловские железнодорожники, отдавая должное, установили ему памятник. Сейчас бронзовый архитектор сидит на скамеечке в сквере управления дороги и смотрит на город. Старый вокзал долгое время был воинским, работал на Министерство обороны, а в 2003 году, после реставрации и благоустройства, стал Музеем истории, науки и техники СвЖД, который в Екатеринбурге считается одним из самых интересных.

Новый вокзал, по замыслу Константина Бабыкина, должен был воплощать растущую промышленную мощь Урала и его центра – Екатеринбурга. Здание было одноэтажным, функциональным, в строгом исполнении, но при этом представляло собой сложное в инженерном отношении сооружение. Поскольку станционные пути проходили по насыпи, был проложен тоннель.

«Пассажирский поток рос стремительно. Скоро площадей нового вокзала снова стало не хватать. В 1939 году после реконструкции здание надстроили вторым этажом и украсили колоннадой. Оно приобрело монументальный вид в стиле неоклассики», – рассказывает руководитель отдела музейных фондов Музея истории, науки и техники СвЖД Светлана Одиноких. В начале 60-х годов вокзал был расширен за счёт двух пристроек с арочными проходами, удлинён пешеходный тоннель. Позднее в соответствии с проектом развития станции Свердловск-Пассажирский достроено третье здание.

В 1997 году было принято решение сделать капитальный ремонт вокзала, при этом сохранить его исторически сложившийся облик. В результате были в полтора раза увеличены площади залов ожидания, а весь вокзал превратился в неповторимый архитектурно-художественный ансамбль. В отделке залов и центральной лестницы использовались традиционные уральские материалы – змеевик, гранит, мрамор. Своды залов украшает роспись. «В одном отражены самые значимые в истории Урала события до 1917 года: поход Ермака, золотодобыча, Верхотурская таможня, Ирбитская ярмарка. В другом – вехи истории становления Урала после революции с интереснейшей композицией «Создание ракетно-ядерного корпуса», – поясняет Светлана Одиноких.

В 2010 году вокзал получил имя Екатеринбург-Пассажирский.

Масштабные работы были проделаны здесь в преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года: вокзал стал комфортнее и безопаснее.

«Введена новая система безопасности. Появились периметровое ограждение и пять досмотровых пунктов, которые оснащены всеми необходимыми техническими средствами охраны с металлодетекторами и рентгеновскими установками. Контролировать обстановку помогает интеллектуальная система видеонаблюдения, на платформах установлены кнопки экстренной связи с полицией. Эти меры объясняются повышенными требованиями транспортной безопасности, которые предъявляются к вокзальным комплексам», – говорит Алексей Тарасов.

Новые инженерные коммуникации вокзала контролируются автоматикой, полностью обновлены навигация и табло отправления и прибытия поездов. Вокзальная инфраструктура была полностью адаптирована для маломобильных граждан.

Вокзал Екатеринбург – крупнейший в Уральском регионе, его общая площадь составляет 19 тыс. кв. м. Одновременно он может вместить до 5 тыс. человек. Его услугами ежесуточно пользуются более 18,5 тыс. пассажиров, а поезда отправляются по семи направлениям.

Сейчас вокзал Екатеринбург не просто транспортно-пересадочный узел. Он активно интегрируется в городскую среду, становится площадкой для проведения выставок и концертов. Здесь дают представления театры, звучит джаз. Вокзал стал сценой для поэтов, актёров и фотохудожников.

«На вокзале работает большой и дружный коллектив, представляющий многочисленные службы. Задача каждого из нас – обеспечить спокойствие и удобство пассажирам, – заключает Алексей Тарасов. – У нас есть вокзальные часы, они необычные – дизайн мы разрабатывали всем коллективом, и они наша визитная карточка. Смысл – быть точными и безупречными, как этот часовой механизм. Стараемся, чтобы в вокзальном комплексе ничто не омрачало пассажиров. Этому мы и служим».

Евгения Мусихина,
соб. корр. «Гудка»
Екатеринбург

Cегодня в СМИ

Первые лица