Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*
Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

День в кабине мотовоза глазами постороннего

Инфраструктура | Пятница | 21.06.2019 | 13:17
Работа бригады погрузочно-транспортного мотовоза требует колоссального внимания, дисциплины и мастерского владения техникой
Работа бригады погрузочно-транспортного мотовоза требует колоссального внимания, дисциплины и мастерского владения техникой
 | Инфраструктура
Татьяна Щербаченко
Побыв с полчаса в кабине мотовоза, человек, далёкий от железной дороги, подумает: «Как это скучно, нудно и утомительно весь день управлять машиной непонятно зачем взад и вперёд». Бригада погрузочно-транспортного мотовоза (МПТ-4) действительно может всю смену передвигаться с одного пути на другой. Однако этот бесконечный хаос передвижений, остановок, переговоров по рации и команд – чётко систематизированная и выверенная маневровая работа. Чтобы вникнуть в её суть, нужно хотя бы на один день стать тенью машиниста и его помощника.

Все нюансы профессии журналисту «Дальневосточной магистрали» помогала прояснить бригада МПТ-4 Хабаровской дистанции пути (ПЧ-6): машинист Михаил Васильев и помощник машиниста Иван Левковский, а также заместитель начальника Хабаровской механизированной дистанции инфраструктуры по кадрам и социальным вопросам Сергей Смирнов.

Раннее пятничное утро бригада встречает на своих местах в кабине мотовоза. Но прежде чем сесть за пульт машины, Михаил Васильев и Иван Левковский получили маршрут и план работы на смену, прошли инструктаж. После этого был обязательный предрейсовый медицинский осмотр. А затем, уже на станции, все документы у бригады сверил дежурный по станции Хабаровск-2. Машинист с помощником проверили необходимые допуски машины, провели ежедневное техническое обслуживание мотовоза. Только после всех этих процедур, главная цель которых безопасность и безаварийная работа, забрались в кабину. Но и теперь МПТ стоит на месте, разве что шума больше.

– Сейчас ребят отвлекать нельзя. Они проверяют систему безопасности, – объясняет Сергей Смирнов. – Помощник машиниста открывает и закрывает воздушные краны, машинист следит за работой всех систем по показаниям приборов на панели. На этом этапе начинается проверка работы системы безопасности «КЛУБ» (контрольно-локомотивное устройство безопасности), которая записывает параметры работы всех систем мотовоза.

Машина прокашлялась, просвистела, прогудела, пропыхтела. Протрещала рация в руках Михаила. Иван несколько раз успел выйти и вернуться в кабину. Кстати, помощника машиниста можно отличить по одной неизменной детали: он практически никогда не выпускает из рук жёлтый флажок, который помогает машинисту понять, как регулировать скорость движения при маневровой работе.

Наконец, мотовоз начал движение. Кажется, самое интересное начнётся, как только машина выедет за пределы ПЧ-6. Но МПТ проехал несколько метров и остановился. Дальше сосредоточенное общение машиниста и руководителя работ: «Машинист МПТ-191, поехали назад для съезда с башмака на 1 метр». В ответ: «Понятно, осаживаем на 1 метр». Следующая команда: «Верно, выполняйте». В кабине ни одного лишнего слова. Пока журналист ждёт невероятной динамики, Михаил и Иван уже вовсю трудятся.

– Бывает, что маневровая работа длится всю смену. Не надоедает, – отвечает сразу же Михаил. – Сегодня мы вагоны переставляем, завтра что-то везём на станцию, послезавтра перевозим людей. Даже на эту смену запланирована часть маневровой работы, затем выезд на станцию, разгрузка щебня и рамы стрелочного перевода. В процессе могут возникнуть дополнительные задачи.

В кабине Михаил и Иван практически не общаются. Если что-то и звучит, то в основном короткие отчёты помощника по ситуации и команды машиниста.

– Бригада подбирается по психофизическим и морально-деловым качествам, – говорит Сергей Смирнов. – При локомотивных депо есть необходимые кабинеты психофизического анализа, где работники проходят тестирование и им присваивается определённая группа. Всего их три. В большинстве случаев считается, что для идеальной совместимости у машиниста и помощника группы должны быть разными. Если же они совпадают, то рассматриваются критерии, по которым группа присваивалась.

Михаил Васильев и Иван Левковский совместимы. Это показали тестирование и два с половиной года работы в одной кабине.

После небольшой передышки бригада снова включилась в работу. И через два часа манёвров мотовоз держит путь на станцию Хабаровск-2.

– Железная дорога не терпит суеты, – говорит в дороге Сергей Смирнов. – Всё подчинено главному – обеспечению безопасности.

По пути к месту назначения остановки также не исключены. На станции могут проходить по¬грузочно-разгрузочные работы, манёвры. Бригада может ждать и 5 минут, и полчаса, и намного дольше. Дежурный по станции сообщил Михаилу, что придётся ждать как минимум 4 часа. В таких случаях машинист вместе с руководителем работ (дорожным мастером ПЧ) рассматривают возможность альтернативных путей решения поставленной задачи.

Смена Михаила Васильева и Ивана Левковского закончится уже вечером. Они вернутся в ПЧ и до 13:00 московского времени проведут послерейсовый осмотр своей машины, отчитаются о проделанной работе. После этого сами пройдут послерейсовый медицинский осмотр и только тогда отправятся по домам. Пока не отдохнут 12 часов, к работе их не допустят.

Татьяна Щербаченко
Материал опубликован в газете «Дальневосточная магистраль» 21.06.19

Cегодня в СМИ

Первые лица