Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Мобильная экономика России: регионам объяснят, как поднять уровень жизни

Инфраструктура | Вторник | 09.04.2019 | 23:47
Железная дорога рассматривается как ключевой инструмент в реализации Стратегии пространственного развития России
Железная дорога рассматривается как ключевой инструмент в реализации Стратегии пространственного развития России | Инфраструктура
Константин Пожаров
В Стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 года определены геостратегические территории страны, в которых железнодорожная и транспортная инфраструктуры должны развиваться в первоочередном порядке. К ним отнесены регионы, граничащие со странами Европейского союза, Монголией, Китаем и расположенные на Северном Кавказе, Дальнем Востоке, а также в Арктической зоне. 

Напомним, стратегию разработало Министерство экономического развития и утвердило Правительство РФ в феврале 2019 года. Основная идея документа – сократить межрегиональные различия в уровне и качестве жизни людей в городах и сельских поселениях, ускорить темпы экономического роста и технологического развития территорий с разным экономическим потенциалом. 

Эту задачу поможет решить развитие городов и сельских территорий, повышение конкурентоспособности экономик субъектов РФ, обеспечение условий для развития производства товаров и услуг в отраслях перспективных экономических специализаций субъектов РФ, а также совершенствование территориальной организации оказания услуг отраслей социальной сферы. 

Кроме того, в соответствие со стратегией должны быть приведены отраслевые и региональные инфраструктурные планы территориального планирования, чтобы уровень развития российской магистральной транспортной инфраструктуры соответствовал потребностям экономики. 

Как отметил министр экономического развития Максим Орешкин, инструментом реализации стратегии станет принятый ранее, в сентябре 2018 года, Комплексный план развития магистральной инфраструктуры, также рассчитанный до 2024 года (Магистральный план). Его выполнение позволит расширить положительное влияние городов на прилегающие территории, придаст ускорение их экономическому развитию, повысит мобильность населения и приведёт к повышению качества жизни. 

В перечень перспективных центров экономического роста включены города, образующие крупные и крупнейшие агломерации, которые обеспечат вклад в экономический рост более 1% ежегодно. В стратегии указаны 12 макрорегионов, в которых планируется усилить межрегиональное сотрудничество и координацию социально-экономического развития. Это Центральный, Центрально-Чернозёмный, Северо-Западный, Северный, Южный, Северо-Кавказский, Волго-Камский, Волго-Уральский, Уральско-Сибирский, Южно-Сибирский, Ангаро-Енисейский и Дальневосточный макрорегионы. 

По мнению Максима Орешкина, развитие крупных городов должно идти одновременно с территориями вокруг них и между ними. «Одним из основных механизмов пространственного развития в мировой практике сейчас становится развитие инфраструктуры, где государство играет ключевую роль в формировании средних и долгосрочных планов развития магистральной инфраструктуры, стыковки их с региональными планами. Этим занимаются в США, Великобритании, Германии и других странах», – уточнил Максим Орешкин.

В стратегии отмечаются существующие сегодня недостатки железнодорожной инфраструктуры. В первую очередь это участки с ограниченными пропускными и провозными способностями, в частности на Байкало-Амурской и Транссибирской магистралях, а также на подъездах к крупным морским портам, транспортным узлам и международным пунктам пропуска на границе РФ. Кроме того, реализации транзитного потенциала России и повышению скорости передвижения между крупными городскими агломерациями и административными центрами субъектов препятствуют низкие темпы развития сети скоростного и высокоскоростного движения. 

Чтобы повысить доступность и качество магистральной транспортной инфраструктуры, в стратегии определены приоритетные направления. Это ликвидация грузонапряжённых участков с ограниченной пропускной способностью, включая подходы к ключевым морским портам Азово-Черноморского, Балтийского, Дальневосточного, Арктического и Каспийского бассейнов. 

Также предусматривается рост объёмов и ускорение перевозок контейнеров по железной дороге с Дальнего Востока до западных границ РФ до семи дней. К приоритетным отнесено развитие международных транспортных коридоров «Запад – Восток» и «Север – Юг», что позволит российским предприятиям выйти на зарубежные рынки, увеличить объём транзита грузов между Азией и Европой по территории России. Также стратегия предусматривает строительство участков ВСМ Москва – Казань и Екатеринбург – Челябинск, автодорожного маршрута Европа – Западный Китай. 

Как пояснил «Гудку» начальник Департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО «РЖД» Антон Рышков, пункты стратегии, затрагивающие сферу железнодорожного транспорта, соответствуют как Магистральному плану, так и Долгосрочной программе развития РЖД до 2025 года, утверждённой в марте. 

«Стратегия содержит отсылки на наши крупные инфраструктурные проекты, такие как расширение Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, ускорение и развитие контейнерных перевозок, создание основы для развития ВСМ, – здесь у нас полное соответствие интересов. Стоит отметить, что стратегия подразумевает развитие 12 макрорегионов РФ – эта часть также не противоречит документам РЖД, однако её ещё предстоит проанализировать с точки зрения дальнейшего взаимодействия с субъектами РФ по ряду вопросов, в том числе в области дальнейшей организации пригородных перевозок», – подчеркнул Антон Рышков. 

Напомним, в целом Магистральный план включает в себя 11 федеральных проектов, из которых девять направлены на модернизацию и расширение транспортной инфраструктуры, ещё два проекта отвечают за энергетическую инфраструктуру. Речь идёт о проектах «Железнодорожный транспорт и транзит», «Высокоскоростное железнодорожное сообщение», «Коммуникации между центрами экономического роста», «Европа – Западный Китай» (развитие автодорог), «Морские порты России», «Северный морской путь», «Транспортно-логистические центры», «Развитие региональных аэропортов и маршрутов» и «Внутренние водные пути». В целом транспортная часть плана оценивается в 6,3 трлн руб. Из этой суммы 1,57 трлн руб. сразу были предусмотрены правительством по программе, 1,45 трлн – средства, которые выделяются дополнительно на реализацию плана, а оставшиеся 3,28 трлн – частные инвестиции.

Объём финансирования проекта «Железнодорожный транспорт и транзит» до 2024 года составит 1,253 трлн руб. Проект учитывает увеличение пропускной способности БАМа и Транссиба до 182 млн тонн – в полтора раза по сравнению с нынешним показателем (в сутки планируется курсирование 129 пар поездов), а также перевозку контейнеров по железной дороге с Дальнего Востока до западной границы РФ за семь дней (сейчас она занимает около девяти суток), при этом средняя скорость доставки контейнера предполагается на уровне 1319 км/сут. Также запланировано увеличение провозной способности подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна до 125,1 млн тонн – в полтора раза по сравнению с нынешним показателем. 

Реализация проекта «Высокоскоростное железнодорожное сообщение» оценивается в 621,809 млрд руб. Предполагается, что к 2024 году появится высокоскоростная магистраль Железнодорожный – Гороховец, а движение будет организовано от Москвы до Нижнего Новгорода (протяжённость ВСМ в эксплуатации – 301 км). Но при условии дополнительного финансирования планируется строительство высокоскоростной магистрали до Казани. При этом, как уточняется в Магистральном плане, «мероприятия реализуются с сохранением права ОАО «РЖД» распоряжаться чистой прибылью, полученной в период реализации плана, без выплаты дивидендов по обыкновенным акциям». 

С реализацией проекта «Транспортно-логистические центры» в эксплуатацию будут введены грузовые мультимодальные ТЛЦ суммарной мощностью не менее 51,6 млн тонн. Для этого необходимо синхронизировать планы профильных ведомств и организаций по развитию сети существующих центров, включая терминально-логистическую инфраструктуру РЖД, терминально-логистические центры – оптово-распределительные центры Минсельхоза России, производственно-логистические комплексы Минобороны, а также логистические центры «Почты России».
 
Согласовывать действия также предстоит и при реализации проекта «Коммуникации между центрами экономического роста», предусматривающего строительство и реконструкцию нескольких развязок на автомобильных и железных дорогах, в том числе железнодорожных подходах к портам Азово-Черноморского бассейна, а также на БАМе и Транссибе. 

В то же время у экспертов есть свои предложения по развитию инфраструктуры в масштабах страны. По мнению генерального директора управляющей компании ПАО «Особая экономическая зона «Лотос» (Астрахань) Сергея Милушкина, для коридора «Север – Юг» необходимо принять отдельную комплексную программу на уровне РФ и включить в неё планы развития каждого региона, расположенного вдоль него. 

«Развитие коридора невозможно без водной составляющей маршрута через Каспийское море, которая наряду с обеспечением перевозок грузов из Ирана, Индии и других государств позволит исключить их прохождение через территории третьих стран, обезопасить грузоперевозки в случае политических изменений в этих странах, а также сократить время доставки на трое-четверо суток и снизить издержки. Для этого необходима организация линейной автомобильной паромной переправы между Астраханской областью (портом Оля) и портами Ирана. Кроме того, необходимо в комплексе рассмотреть вопрос об организации подобной переправы между Махачкалой и портом Актау. Нужно включить и второе направление, также связанное с водной составляющей (Каспийское море, Волга, её притоки, Волго-Донской и Волго-Балтийский каналы), с возможностью перегрузки вдоль всего маршрута грузов на водный, автомобильный и железнодорожный транспорт», – считает Сергей Милушкин.
 
Таким образом, будет возможность не только ускорить движение грузов, но и обеспечить социально-экономическое развитие регионов за счёт поставки в них сырья и комплектующих из стран Персидского залива. А в обратном направлении по коридору пойдёт высокотехнологичная продукция из России. 

Ориентиры для развития пассажирского движения при очень больших инфраструктурных разрывах отметил президент Центра стратегических разработок Павел Кадочников. «Здесь нужно уже идти не от перевозок сырья, а учитывать потребности граждан. Современные стандарты мобильности очень простые: комфортная ночь на поезде – 8 часов, поездка в одну сторону наземным транспортом – 4,5 часа, больше просто не выдержать, поездка по работе в рамках агломерации – 2 часа туда-обратно, и меньше часа должна занимать ежедневная дорога на работу. Вот те стандарты, которые нам нужно обеспечить для большинства граждан путём развития инфраструктуры. Сейчас поездка от Москвы до Екатеринбурга, Челябинска, Сочи, Симферополя занимает сутки, а нужно укладываться в 8–9 часов наземным транспортом. Это те стандарты, которые нужно обеспечить, и тогда Россия действительно будет развитой страной», – уверен эксперт.
 
Для того чтобы мероприятия Магистрального плана и региональные обязательно вошли в инвестиционные программы субъектов естественных монополий, правительство в настоящий момент разрабатывает порядок их согласования и утверждения. Также предстоит определить комплекс мер по привлечению населения на территории со значительным экономическим потенциалом, но с неблагоприятной демографической ситуацией.

Елена Кудрявцева

Cегодня в СМИ

Первые лица