Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*
Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

ОАО «РЖД» повышает энергоэффективность, несмотря на конъюнктуру рынка

Инфраструктура | Четверг | 17.01.2019 | 23:00
По результатам 2018 года энергоёмкость основной производственной деятельности РЖД снижена по отношению к 2009 году на 16,5%
По результатам 2018 года энергоёмкость основной производственной деятельности РЖД снижена по отношению к 2009 году на 16,5% | Инфраструктура
Иван Шаповалов/Пресс-служба ОАО "РЖД"
Рост  энергоэффективности экономики является обязательным условием роста ВВП. К такому выводу пришли участники панельной дискуссии «Повышение энергоэффективности как приоритет развития экономики России», прошедшей на этой неделе на Гайдаровском форуме – 2019.  

Энергоэффективность российской экономики и, соответственно, ВВП практически не растут с 2014 года, поскольку чиновники ослабили внимание к этому вопросу. Однако ОАО «РЖД» проводит свою политику в этой области, которая позволяет компании добиваться хороших экономических результатов. 

По словам исполнительного директора Центра по эффективному использованию энергии Игоря Башмакова, сегодня Россия находится на 166-м месте из 190 стран в мире по энергоёмкости ВВП, то есть тратит очень высокую долю энергии на выработку единицы продукции. Если исходить из рыночного курса валют, то мы тратим на это в 2,3 раза больше энергетических ресурсов, чем в среднем по миру. Такая низкая энергоэффективность и является ограничителем роста ВВП, поскольку эти показатели очень тесно связаны. 

К примеру, повышение доли зарплат на 1% означает снижение на эту же величину добавленной стоимости продукции. Однако повышение доли энергетических затрат на тот же процент приводит к потере уже 3% добавленной стоимости и 5–6% прибыли у владельца предприятия.

«Темпы роста энергоэффективности явно коррелируются с темпами роста ВВП, – говорит Игорь Башмаков. –  Если рост экономики находится около ноля, то не будет и увеличения энерго­эффективности».

Поведение российской экономики после 2014 года подтверждает эти выводы. Несмотря на гораздо более дешёвые энергоресурсы, чем в более устойчивых экономиках, это обстоятельство не только не отражается на росте, но, по мнению эксперта, как раз и тормозит его. Весь эффект дешевизны «съедается» огромным количеством энергии, которую необходимо использовать. В этой модели для  продолжения подъёма нужно ещё более увеличивать добычу. 

Поэтому в экономике сложилось определённое равновесие между темпами роста и экономически обоснованным уровнем выработки энергии. Изменить его можно, только снижая энергоёмкость ВВП. При этом ссылки на холодный климат и большие расстояния в России, что требует повышенного расхода энергоресурсов, никак не могут оправдать такой большой разрыв с мировыми тенденциями. 

Характерный пример привёл  генеральный директор ПАО «Фортум» Александр Чуваев. В Финляндии для населения тариф на электроэнергию в три раза выше, чем в России. Однако средняя финская семья тратит по объёму в три раза меньше и в результате платит столько же денег за этот ресурс, сколько и российская. Но при этом доход среднестатистического жителя там в три раза выше.

«Энергоэффективность российской экономики росла с 2000 по 2008 год, однако потом из-за девальвации рубля и других факторов, в том числе и повышения уровня конкуренции на рынке, электроэнергия стала дешёвой, что притупило стимулы заниматься этим трудным процессом у предпринимателей, – напомнил председатель правления ООО «УК «РОСНАНО» Анатолий Чубайс. – Но низкая стоимость энергии означает энергорасточительность».

В 2008 году правительством была даже принята специальная программа по энергоэффективности, которая предполагала, что к 2020 году энергоёмкость ВВП должна сократиться на 40%. Однако за десять прошедших лет она снизилась лишь на 13%. Структурной перестройки не произошло, в России по-прежнему 70% экономики представляет собой энергоёмкие производства.

Тем не менее если системно заниматься энергоэффективностью, то в рамках компаний можно достичь совсем иных результатов. 

К примеру, у ОАО «РЖД» в отличие от российской экономики в целом снижение потребления энергии на единицу перевозимой продукции никогда не останавливалось. У компании уже долгое время работает программа ресурсосбережения, и она всё последнее десятилетие не просто выполнялась, а перевыполнялась. Если в 2009 году на 10 тыс. приведённых ткм требовалось 80 кг условного топлива, то в 2018 году это количество снизилось до 66,4 кг, что оказалось на 4,9% выше, чем принятые плановые показатели. На графике кривая энергоэффективности компании стабильно показывала рост, и не было ни одного года, когда она хотя бы топталась на месте.

В результате в справочнике «Потребление топлива и выбросы СО2», который совместно издают Международный союз железных дорог и Международное энергетическое агентство, ОАО «РЖД» занимает первое место в мире среди железнодорожных  транспортных компаний по энергоэффективности грузовых перевозок и третье – по пассажирским, пропуская вперёд лишь Китай и Индию, с которыми просто невозможно соревноваться из-за несопоставимого объёма пассажиров.

«По результатам 2018 года энергоёмкость основной производственной деятельности РЖД снижена по отношению к 2009 году на 16,5%, а к 2014 году почти на 5%, – сообщил «Гудку» заместитель начальника Департамента технической политики ОАО «РЖД» Борис Иванов. – Почти на процент в 2018 году снижена энергоёмкость основной производственной деятельности компании, а реализация энергосберегающих мероприятий позволила сэкономить филиалам более 3 млрд руб.».

Среди наиболее значимых проектов, направленных на повышение энергетической эффективности филиалов компании, он отмечает  развитие энергооптимального вождения грузовых поездов, внедрение автоматизированной системы учёта дизельного топлива на тепловозах, оснащение тепловозов отечественными системами автоматического запуска дизеля (старт/стоп).

Реализация программы ресурсосбережения ОАО «РЖД» позволила только в прошлом году закрыть 18 дизельных и 10 угольных котельных, переведя энергоснабжение железнодорожных объектов на альтернативные, в том числе возобновляемые, виды энергии. Компания – лидер в России по покупкам эффективных светодиодных ламп.

По словам Бориса Иванова,  РЖД не снимают с повестки дня вопросы о повышении энергетической эффективности своей деятельности, сохраняя это направление одним из ключевых в инженерной деятельности филиалов. 

Не случайно в последнем ежегодном рейтинге эффективности энергетического менеджмента Минэнерго России поставило ОАО «РЖД» на ­третье место среди крупнейших компаний России.

В 2019 году компания планирует за счёт ре­сурсосбережения снизить потребление топлива ещё на 24,4 тыс. тонн, а электроэнергии – на 751,1 млн кВт·ч.

Сергей Плетнёв

Cегодня в СМИ

Первые лица