Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Правительство определило инфраструктурные приоритеты

Инфраструктура | Понедельник | 03.12.2018 | 23:16
Объём коммерческих перевозок железнодорожным транспортом в 2036 году по отношению к 2018-му вырастет на 66,3%, а коммерческий грузооборот – на 87%
Объём коммерческих перевозок железнодорожным транспортом в 2036 году по отношению к 2018-му вырастет на 66,3%, а коммерческий грузооборот – на 87%
 | Инфраструктура
Иван Шаповалов/Пресс-служба ОАО "РЖД"
Правительство утвердило прогноз социально-экономического развития РФ на период до 2036 года. Документ сформирован с учётом долгосрочной программы ОАО «РЖД» и Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, однако индексация тарифов и рост грузооборота могут корректироваться под влиянием рынка. 

Прогноз, подготовленный Министерством экономического развития (МЭР), рассмотрен правительством 22 ноября. «Подготовка таких прогнозов – это попытка взглянуть на долгосрочные тренды, к каким структурным изменениям они приведут, чтобы заранее на них реагировать. Он учитывает внешние и внутренние условия, в которых будет жить Россия, в том числе результаты, которых мы планируем достичь в ходе выполнения поставленных национальных целей развития. Документ содержит все базовые макроэкономические показатели – цены на нефть, рост ВВП, инфляцию», – заявил министр экономического развития Максим Орешкин.

В министерстве отмечают, что создание и модернизация транспортной инфраструктуры являются одними из важнейших инструментов стимулирования экономического роста и повышения качества жизни населения. С этой целью предусмотрена  реализация инвестиционных проектов развития железнодорожной инфраструктуры, которые вошли в Долгосрочную программу развития ОАО «РЖД» до 2025 года и Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на 2019–2024 годы (Магистральный план). Это развитие высокоскоростного железнодорожного сообщения Москва – Нижний Новгород – Казань – Екатеринбург, транспортных коридоров «Запад – Восток», «Север – Юг», Северного морского пути и увеличение грузопотока по нему. Для преодоления сдерживающих факторов инвестиции в основной капитал транспортного комплекса должны быть обеспечены в полном объёме и опережающими темпами относительно других секторов экономики, считают в МЭР.
 
С учётом прогнозируемых темпов роста промышленного производства, реальных доходов населения и ВВП министерство определило, что объём коммерческих перевозок железнодорожным транспортом по отношению к 2018-му составит в 2036 году 66,3%, коммерческий грузооборот – 87%. В прогноз также заложена индексация тарифов. На железнодорожные перевозки грузов в регулируемом секторе с января 2019 года она составит +3,5%, так как с этого момент вводится надбавка на экспортные перевозки грузов (за исключением алюминия и нефтяных грузов) в размере 8% и 6% – надбавка на возврат порожних вагонов. Далее, вплоть до 2036 года, индексация прогнозируется на уровне 3,9%. 

В беседе с корреспондентом «Гудка» на прошлой неделе  генеральный директор АО «Институт экономики и развития транспорта» (дочернее общество ОАО «РЖД») Фёдор Пехтерев заявил, что прогноз МЭР коррелирует с долгосрочной программой развития РЖД и Магистральным планом. «Что касается индексации тарифов, её размер, конечно, будет меняться в ту или иную сторону в зависимости от затрат, которые несёт транспорт на реализацию инвестиционных программ, а также уровня производства и добычи в разных отраслях, так как всю эту продукцию нужно перевезти. От этих показателей зависят также грузооборот и объём перевозок. Таким образом, в прогнозе выстраивается транспортно-экономический баланс с учётом тенденций рынка», – пояснил Фёдор Пехтерев.

Долгосрочный макроэкономический прогноз в стране был всегда, но зачастую он был доступен только органам государственной власти для разработки собственных аналогичных документов и стратегий, говорит директор по макроэкономическим исследованиям Центра экономики инфраструктуры Дмитрий Шульц. «Новация заключается в том, что с недавних пор он стал регулярно актуализироваться и теперь стал доступен широкой общественности. При разработке прогноза МЭР традиционно проводит консультации со всеми отраслевыми министерствами, ведомствами и госкорпорациями. В этом году в документе учтены приоритеты развития, сформулированные президентом страны, и, конечно, основные параметры Магистрального плана. Он будет определять всю инвестиционную политику РФ на ближайшие годы. В плане содержится перечень проектов, которые должны быть реализованы для выполнения майских указов главы государства. Они войдут в Стратегию пространственного развития России до 2025 года. В свою очередь, долгосрочная программа РЖД опирается на макроэкономические прогнозы МЭР», – отметил эксперт.

По его словам, министерство использовало в прогнозе стандартную  формулу для расчёта тарифов: инфляция минус 0.1 процентный пункт. Она была выработана в качестве антиинфляционной меры, чтобы издержки предприятий реального сектора не перекладывались в потребительские цены. «Поскольку Центральный банк установил цель по инфляции на уровне 4%, соответственно, и получается темп индексации тарифов 3,9%, зафиксированный в прогнозе. В долгосрочной перспективе по мере изменения инфляции и целей по ней темп индексации тарифов тоже может измениться», – говорит Дмитрий Шульц.

Он также считает, что заложенные темпы роста грузооборота будут достигнуты, так как прогноз МЭР предполагает ускоренное развитие экономики страны, торговли и высокотехнологичного экспорта, повышение благосостояния населения, что положительно скажется на объёме грузопотоков. В железнодорожном сегменте планируется  реализация крупных инфраструктурных проектов, в том числе  развитие высокоскоростного сообщения, создание и развитие мультимодальных центров и транспортных узлов, сокращение времени перевозки контейнеров и увеличение объёмов транзита контейнеров. Поэтому можно ожидать, что при позитивном внешнем фоне, сохранении высоких темпов развития мировой экономики и торговли прогнозные показатели станут реалией.
Елена Кудрявцева

Cегодня в СМИ

Первые лица