Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Игорь Чаусов: «Применение систем накопления электроэнергии на железнодорожном транспорте - чрезвычайно перспективное направление»

Инфраструктура | Вторник | 30.10.2018 | 22:02
Энергоэффективные решения на железной дороге предполагают как внедрение новых устройств, таких как системы хранения энергии, так и обновление парка тягового состава. О комплексных подходах ОАО «РЖД» к проектам оптимизации энергопотребления «Гудку» рассказал ведущий аналитик центра развития цифровой энергетики фонда «ЦСР «СевероЗапад» Игорь Чаусов.
Энергоэффективные решения на железной дороге предполагают как внедрение новых устройств, таких как системы хранения энергии, так и обновление парка тягового состава. О комплексных подходах ОАО «РЖД» к проектам оптимизации энергопотребления «Гудку» рассказал ведущий аналитик центра развития цифровой энергетики фонда «ЦСР «СевероЗапад» Игорь Чаусов. | Инфраструктура
из личного архива Игоря Чаусова
ОАО «РЖД» – второй по протяжённости линий и количеству сетевых объектов после ПАО «Россети» владелец электросетевого комплекса, а железнодорожный транспорт в целом входит в число наиболее крупных потребителей электроэнергии в стране. 

Усилия ОАО «РЖД» по повышению его энергоэффективности имеют существенное значение для энергоэффективности всей экономики. Эти усилия можно оценить в первую очередь как очень комплексные.

Холдинг «РЖД» утвердил собственную Энергетическую стратегию, рассчитанную до 2030 года, а также Программу энергосбережения и повышения энергоэффективности на 2016–2018 годы, которые, насколько нам известно, успешно реализует. Такой подход можно только приветствовать.

На наш взгляд, самыми важными направлениями этой работы являются обновление локомотивного парка и реконструкция объектов электросетевой инфраструктуры с применением современных технологий, в том числе устройств управления потоками мощности. Современные локомотивы производства «Трансмашхолинга» обладают существенно лучшими показателями энергетической эффективности как за счёт более современной силовой преобразовательной техники, которая на них применяется, так и за счёт широкого применения систем рекуперативно-резистивного торможения. Реконструкция объектов электросетевой инфраструктуры, в первую очередь тяговых подстанций, интересна с точки зрения применения устройств FACTS (flexible AC transmision system - управляемые системы передачи переменного тока). ОАО «РЖД», насколько нам известно, имеет успешный опыт применения СТАТКОМов (статический компенсатор реактивной мощности - устройства, обеспечивающие повышение эффективности работы и энергосбережения систем передачи и распределения электрической энергии) на тяговых подстанциях, за счёт чего увеличивается пропускная способность участков дороги, на которых раньше возникало недопустимое падение напряжения, и при этом в целом растёт эффективность использования электрификации и снижаются потери. 

Немалый вклад в повышение энергоэффективности вносит переход на светодиодное освещение и применение тепловых насосов для отопления станционных и хозяйственных помещений.

Нам особенно интересен опыт ОАО «РЖД» в повышении энергоэффективности, поскольку ОАО «РЖД» – оператор, пожалуй, самой протяжённой в стране сети электропередачи постоянного тока (напряжением 3 кВ) и самого большого числа узлов стыкования сетей постоянного (3кВ) и переменного (25 кВ) токов с двусторонними перетоками. Мы считаем применение постоянного тока низкого и среднего напряжения (0,4–10 кВ) новым и перспективным решением для электроснабжения домохозяйств, посёлков, торговых и офисных центров, складских помещений, и потому так интересуемся опытом эксплуатации таких сетей на железных дорогах.

В России традиционно высокий процент электрификации железных дорог и в целом самая большая по протяжённости контактная сеть и система электрификации железной дороги в мире, находящаяся под единым управлением. От Китая нас отличает существенно большая степень электрификации, но китайские железные дороги сегодня «моложе»: процесс реконструкции, строительства новых линий и путей и процесс электрификации в Китае идёт очень быстрыми темпами. Ещё одно отличие – Единый стандарт электрификации (постоянный ток 3 кВ и переменный ток 25 кВ 50 Гц), принятый в России и позволяющий, особенно за счёт применения новых локомотивов, например ЭП20, выстраивать единую техническую политику в сфере электрификации и использования подвижного состава. В ЕС исторически сложилась ситуация с большим количеством корпоративных и национальных стандартов (постоянный ток 0,75, 1,5, 3 кВ, переменный ток 15 кВ 16,7 Гц, 25 кВ 50 Гц), что до сих пор затрудняет общеевропейскую интеграцию железных дорог.

Тем не менее и Китай, и ЕС существенно опережают Россию по протяжённости линий скоростного и сверхскоростного движения и средней скорости движения на этих линиях, в этих странах решена важная проблема электроснабжения скоростного железнодорожного транспорта. Этот опыт мог бы быть чрезвычайно полезен нашей стране и, насколько нам известно, уже активно осваивается ОАО «РЖД» как в партнёрстве с Siemens, так и в партнёрстве с Alstom.

Мы считаем применение систем накопления электроэнергии (СНЭ) на железнодорожном транспорте чрезвычайно перспективным направлением повышения энергетической и экономической эффективности этого вида транспорта. Накопители энергии могут, например, использоваться для повышения качества электроэнергии, поддержания напряжения и увеличения пропускной способности на участках пути, где в силу большой длины линий контактной сети при прохождении подвижного состава происходит недопустимая просадка напряжения. Другое важное направление – повышение эффективности применения дизельных двигателей тепловозов, особенно маневровых, за счёт установки СНЭ для перевода дизельных двигателей в режим работы на оптимальной постоянной мощности. Это решение потенциально позволит повысить межремонтный ресурс двигателей и снизить выбросы при их работе. 

Возникает перспектива модернизации используемых и создания новых образцов локомотивов: гибридного маневрового дизель-аккумуляторного тепловоза и контактно-аккумуляторного электровоза.

На наш взгляд, самые большие возможности по повышению энергоэффективности железнодорожного транспорта даёт согласованное управление электропотреблением на железных дорогах, в том числе в рамках внедрения управляемой нагрузки и подхода demand response (рыночный механизм, используемый во многих крупных энергосистемах мира в качестве дополнительного средства регулирования электрического баланса. – Ред.), а также за счёт перехода на более распределённую собственную энергетику. 

Интересные перспективы открывает идея перевода части котельных, находящихся под управлением ОАО «РЖД», на когенерацию и переход на использование собственных распределённых энергетических ресурсов. Очень большое значение в условиях огромного и протяжённого хозяйства ОАО «РЖД» имеет внедрение энергоэффективного светодиодного освещения, а также интеллектуального управления освещением и теплоснабжением, переход на адаптивные алгоритмы, учитывающие погоду, освещённость, потребность в свете и тепле.

a:2:{s:4:"TEXT";s:1409:"Накопители энергии (Energy Storage) - оборудование, позволяющее накапливать электрическую энергию в период ее избытка и возвращать в сеть в момент дефицита. Системы хранения энергии могут быть использованы для создания портативных энергоносителей (например, для отдаленных районов, электромобилей, резервных батарей), для сглаживания негативного эффекта от пиковых нагрузок на системы энергопотребления (например, на предприятиях, в зданиях, жилых помещениях). 
Накопители бывают нескольких типов: химические (литий-ионные и пр.); тепловые (molten salt, CSP [concentrated solar power] – станции, которые накапливают тепловую энергию солнца); механические (ГАЭС, воздушно-аккумулирующие установки). Основное развитие получили химические накопители. Среди показательных примеров накопителей промышленного масштаба –  комплекс Enel, построенный в Италии. Это накопитель электроэнергии мощностью 2 МВт, Его запаса хватит, чтобы обеспечить 50 городских многоэтажных домов электричеством в течение 2 часов. 
На железной дороге накопители энергии применяются в США. Во время торможения они накапливают энергию в аккумуляторы, а потом при необходимости разряжают их в сеть, выравнивая частоту. 
Крупные накопители способны запасать электроэнергию в дешевые ночные часы, а расходовать в пиковые. Это позволяет снизить стоимость мощности и дорогой пиковой электроэнергии. ";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
Тимур Бек

Cегодня в СМИ

Первые лица