Инфраструктура / 28.10.18 23:13

Дорога на юг открыта

Движение поездов на затопленных участках возобновлено, восстановление путей продолжается

Движение поездов на затопленных участках возобновлено, восстановление путей продолжается 
 | Инфраструктура
фото:Алекс Сильвер

Железнодорожное сообщение с Туапсе и Адлером, прерванное на минувшей неделе в результате наводнения, возобновлено в пятницу вечером. Работы по восстановлению участков Северо-Кавказской магистрали, пострадавших в результате стихии, продолжаются круглосуточно. 

Пассажирское сообщение удалось возобновить в ночь на субботу по временной схеме (по одному пути), когда железнодорожники восстановили пути на участке Туапсе – Горячий Ключ. Это дало возможность отправлять пассажирские поезда в центральную часть России. Первый пассажирский поезд, № 102 Адлер – Москва, проследовал по повреждённому участку в 01.45 27 октября. 

«Об открытии движения я проинформировал ночью вице-премьера Максима Акимова и министра транспорта Евгения Дитриха, они оба просили передать всем участникам восстановительных работ слова благодарности, – рассказал генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров. – От себя также хотел бы поблагодарить всех коллег, чей по-настоящему самоотверженный труд в течение нескольких суток позволил ликвидировать разрушительные последствия наводнения и организовать перевозку тысяч пассажиров, оказавшихся в плену у стихии».

Вчера утром были завершены работы по ремонту участка Греческий – Кривенковская, где были затоплены пути. Здесь ещё до полуночи закончили восстанавливать путевую часть чётного пути, ночью установили опоры контактной сети. Основным барьерным местом вчера оставался перегон Греческий – Туапсе, где продолжались отсыпка щебня и бутового камня, создание основания для укладки рельсошпальной решётки. 

Аномальный паводок

Разрушительный циклон пронёсся по территории Краснодарского края 24 октября. В среду в районе Туапсе за 6–8 часов выпала двухмесячная норма осадков

В результате реки Туапсе и Макопсе вышли из берегов, потоки воды стремительно хлынули в море. Сильное течение подмыло опору моста через реку Макопсе на отметке 1900-й км участка Шепси – Водопадная и смыло полотно дороги на отметках 1870-й, 1873-й и 1876-й км двухпутного электрифицированного перегона Кривенковская – Греческий. Натиск воды выдержали только участки, укреплённые бетонной подпорной стеной. 

Движение поездов по перегону было закрыто. Перерыв в движении затронул 36 поездов. 
Для железнодорожников удар стихии не был неожиданностью. Первое предупреждение о предстоящих сильных ливнях в районе Туапсе было передано ещё 19 октября, затем уточнённые прогнозы направлялись и в Центральную, и в Северо-Кавказскую дирекции инфраструктуры, сообщил «Гудку» начальник отдела гидрометеорологии Центральной дирекции инфраструктуры Евгений Головков. 
В понедельник, 22 октября, было дано официальное штормовое предупреждение об ожидающихся опасных явлениях погоды. 

«По прогнозу было видно, что в этом районе начиная со среды, 24 октября, ожидаются выпадение месячной нормы осадков ежесуточно и штормовой ветер, – рассказал он. – Такая ситуация уже складывалась в Туапсе летом, но тогда дождь прошёл в прибрежной полосе, поэтому паводка не случилось. А на прошлой неделе осадки выпали высоко в горах – как следствие, река Туапсе вышла из берегов, чего ранее не случалось». 
Тем не менее, непогода нанесла значительный урон железнодорожной инфраструктуре. Эксперты анализируют, почему это произошло. 

«Проектирование и строительство пути в таких районах, как в Туапсе, проводится согласно определённым правилам, которые предусматривают укрепление откосов путевой насыпи, – пояснил технический эксперт Научного центра «Путевая инфраструктура и взаимодействие колесо – рельс» АО «ВНИИЖТ» Олег Суслов. – Все эти укрепления и сооружения рассчитываются при проектировании, исходя из метеорологической статистики: наблюдавшихся ранее уровней паводка, скорости течения и т. д. Однако, если на деле эти уровни оказываются серьёзно превышены, как получилось на прошлой неделе, никакие сооружения не помогут, потому что они на такой уровень не рассчитаны. В последние годы аномально сильные ливни, штормы, ураганные ветры случаются всё чаще, поэтому, уверен, необходимы исследования для обоснования корректировки нормативов с целью учёта их влияния».

Участники восстановительных работ подтвердили корреспонденту «Гудка», что ранее повреждения насыпи и искусственных сооружений при разливах реки в осенне-зимний период были незначительными и никогда не приводили к остановкам движения поездов.

Железная дорога Краснодар – Туапсе была построена около 100 лет назад, на участке от станции Чилипси до Туапсе она проходит по долине реки Туапсе. Через реку Макопсе перекинуты два моста. Один, ближе к морю, был построен в 1926 году при прокладке путей, второй возведён параллельно первому в 1980-м при постройке второго главного пути. Этот мост ближе к горам, поэтому и принял на себя основной удар паводка и пострадал больше.

По словам специалистов, откосы участков дороги на перегоне Кривенковская – Греческий были отсыпаны камнем и регулярно ремонтировались. 

Кроме того, в 2012 году в рамках подготовки к Олимпиаде проводились работы по укреплению инфраструктуры. Обслуживание и профилактические работы проводились регулярно. 

Глазами пассажиров

Непогода прервала путешествие тысяч пассажиров железной дороги. Одним из них была психолог из Сочи Анна Провознюк, которая 24 октября возвращалась домой из командировки в Краснодар на «Ласточке» Краснодар – Адлер. 

По её словам, поезд доехал только до станции Горячий Ключ. Через несколько часов пассажирам было предложено вернуться на другой «Ласточке» в Краснодар, часть воспользовалась этим предложением. Оставшимся раздали сухой паёк и воду.  

Пассажирка первого отправленного в Москву поезда Светлана Ершова рассказала: «Нам повезло: гостили у родственников, поэтому просто остались на пару лишних дней. Видели фото и видео того, что сделала большая вода с железной дорогой, и не думали, что удастся так быстро исправить повреждения».

Всего пассажирам остановленных поездов было выдано около 9,8 тыс. сухих пайков. Во время ликвидации последствий стихии всего в гостиницы заселили 2200 человек, ещё 1355 пассажиров разместили в залах повышенной комфортности. 

Организация движения

В среду и четверг была организована перевозка пассажиров до пунктов назначения по схеме «автобус + электричка»

Людей, прибывающих поездами на станцию Горячий Ключ, на автобусах везли до Туапсе, откуда они электропоездами «Ласточка» ехали до Сочи и Адлера. 

Всего на участке от Горячего Ключа до Туапсе курсировали более 100 автобусов, работу которых оплачивало ОАО «ФПК». Также в рамках временной схемы ходили автобусы из Туапсе в Горячий Ключ и Краснодар. По словам генерального директора АО «ФПК» Петра Иванова, таким образом было перевезено более 3,5 тыс. человек.

«Федеральная пассажирская компания предложила пассажирам задержанных поездов варианты на выбор. Во-первых, можно было продолжить поездку после открытия движения, дождавшись этого в гостинице и переоформив проездной документ. Во-вторых, можно было просто сдать билет в кассы на вокзалах и станциях СКЖД, которые работали круглосуточно. Комиссия за возврат при этом не удерживалась, а в качестве компенсации за доставленные неудобства ФПК начисляла 6 тыс. баллов программы «РЖД Бонус». В-третьих, пассажиры могли улететь в пункт назначения самолётом тоже за счёт ФПК, которая договорилась с авиакомпаниями «Аэрофлот», S7 Airlines, «ЮТэйр» и «Уральские авиалинии», – сообщили «Гудку» в АО «ФПК». 

В настоящий момент железнодорожное сообщение Краснодарского края со всеми регионами страны восстановлено. Услугами авиационного транспорта воспользовались 280 человек. 
В связи с возобновлением железнодорожного сообщения 28 октября в 12.00 по московскому времени приём заявок на перелёт авиатранспортом был прекращён.

Помощь будет оказана
  
По информации МЧС, всего в результате ливней в Краснодарском крае было подтоплено 29 населённых пунктов, 2365 домов, в которых проживают 5379 человек. По состоянию на воскресенье были нарушены энергоснабжение в шести населённых пунктах и водоснабжение в шестнадцати. Пострадавшим выдавали продуктовые наборы и бутилированную воду. 

Как сообщили в краевом министерстве транспорта и дорожного хозяйства, восстановительные работы в Сочи на федеральной трассе А-147 завершены, движение автотранспорта осуществляется в штатном режиме. На ряде дорог регионального значения продолжаются работы по восстановлению и очистке.
В числе пострадавших от стихии немало сотрудников Северо-Кавказской дороги. В зоне бедствия оказались 179 семей работников магистрали – 324 человека, в том числе 97 несовершеннолетних детей. По оперативным данным, которые уточняются, повреждено имущество более 135 железнодорожников и 88 пенсионеров железнодорожного транспорта. 

«Наши сотрудники должны оперативно получить помощь в необходимом объёме. Те работники, кто сейчас работает на восстановлении, должны быть уверены, что мы позаботимся об их семьях. Прошу держать на контроле ситуацию по каждой семье», – подчеркнул на заседании оперативного штаба ОАО «РЖД» по ликвидации последствий наводнения Олег Белозёров.  

Яна Позолотчикова, Игорь Евдокимов, Лев Кадик

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →