Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*
Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Новому порту Лавна ищут груз

Инфраструктура | Вторник | 16.10.2018 | 23:05
Концессионное соглашение по проекту порта предусматривает строительство угольного терминала, развитие железнодорожной инфраструктуры на берегах Кольского залива
Концессионное соглашение по проекту порта предусматривает строительство угольного терминала, развитие железнодорожной инфраструктуры на берегах Кольского залива | Инфраструктура
Сергей Гусев/Пресс-служба ОАО "РЖД"
Правительство РФ одобрило концессионный вариант строительства морского порта Мурманск. Угольный терминал, портовая и железнодорожная инфраструктура должны быть готовы к 2021 году, чтобы обеспечить перевалку до 18 млн тонн продукции в год. Однако анонсированный Министерством транспорта РФ угольный трейдер не подтвердил участие в проекте. 

Соответствующее распоряжение опубликовано 4 октября на сайте правительства, концессионное соглашение должно быть подписано в течение месяца. «Реализация концессионного соглашения позволит сократить дефицит портовых мощностей для перевалки навалочных грузов в европейской части России и переключить на создаваемый терминал часть внешнеторговых грузов, переваливаемых в настоящее время в портах сопредельных стран», – отмечается в документе. 

Документ подготовлен Минтрансом России по итогам совещания в правительстве о развитии транспортной инфраструктуры Севера, включая Мурманский транспортный узел (МТУ), в апреле 2017 года. Напомним, проект включён в Транспортную стратегию РФ и в Стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года. 

На совещании Максим Соколов, занимавший тогда пост министра транспорта России, сообщил, что проект должен быть реализован до конца 2020 года. Однако из-за бюджетных ограничений выдержать сроки возможно только за счёт использования государственно-частного партнёрства как для портовой, так и железнодорожной инфраструктуры. 

Сейчас принято решение, что концедентом выступит Росморречфлот, концессионером – ООО «Морской торговый порт Лавна», бенефициаром которого является ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК). Концессионное соглашение предусматривает строительство угольного терминала, развитие существующей железнодорожной инфраструктуры на восточном берегу Кольского залива и строительство новой – на западном берегу. 

«Подписание распоряжения о концессии – знаковое событие для Мурманского транспортного узла (МТУ) и для нашей компании. Механизм реализации проекта прорабатывался с участием профильных министерств, ведомств и госкомпаний, включая ОАО «РЖД». Концессия обеспечит синхронизацию строительства портовой, терминальной и железнодорожной инфраструктуры. Это позволит выполнить поручение президента страны по реализации проекта комплексного развития МТУ в установленный срок», – сообщил «Гудку» генеральный директор ГТЛК Сергей Храмагин. 

Размер капитальных вложений в угольный терминал составит 24 млрд руб., в железнодорожную линию от станции Лавна до комплекса по перегрузке угля – 900 млн руб. Затраты на строительство железной дороги в дальнейшем будут погашены Рос­морречфлотом с компенсацией процентов на привлечённый капитал. 

В то же время порт Лавна самостоятельно профинансирует работы по созданию морской инфраструктуры и угольного терминала, а также по достройке железнодорожной инфраструктуры, ведущей в порт.

На первом этапе (декабрь 2020 года) пропускная способность терминала должна составить 9 млн тонн угля в год, на втором этапе, до декабря 2021 года, – 18 млн тонн в год.

На стадии разработки концессии в Минтрансе сообщили, что загрузку терминала обеспечит швейцарская угольная трейдерская компания Mercuria Energy Trading S.A. У неё есть свои угольные активы в Индонезии, США и ЮАР, также она торгует углем из России, Австралии и Колумбии. С трейдером планировалось подписать соглашение по принципу take or pay («бери или плати»). Mercuria планировала купить контрольный пакет акций (более 51%) морского торгового порта Лавна. Однако подписание до сих пор не состоялось, и в ГТЛК отказались от комментариев на эту тему. 
«Теоретически подрядчиками могут стать российские компании, к примеру Уральская горно-металлургическая компания, Сибирская угольно-энергетическая компания (СУЭК) или угольные трейдеры. На мой взгляд, подписание концессии и подорожание угля на мировых рынках подстегнёт интерес к терминалу Лавна и желающие участвовать в строительстве порта найдутся», – считает аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.

«СУЭК с 2012 года владеет Мурманским морским торговым портом (ММТП), вокруг которого образовался город в 1914 году. В 2017-м году объём перевалки различных грузов составил 15,64 млн тонн и  завершён проект развития железнодорожной инфраструктуры  станции Мурманск, которая позволит увеличить объём перевалки. Скорость выгрузки вагонов в порту 1,13 суток  - в числе лучших показателей по России. Программа модернизации порта нацелена на расширение номенклатуры грузов и повышение эффективности. С учётом импортных грузов, а также каботажных потенциальный объём перевалки  в ММТП может составить до 20 млн тонн в год. Глубины у причала позволяют обрабатывать суда вместимостью 160 тыс. тонн. Объём инвестиций в экологические мероприятия за 2016-2020 годы составит около 2 млрд руб, что уже позволило снизить вредные выбросы в три раза, в перспективе –выход на концепцию порта нулевого выброса.
Прогноз потребления угля странами Европы – негативный, отгрузка угля из РФ может снизиться на 50% в рамках государственных программ снижения потребления угля по Парижскому соглашению по климату от 2015 году.
Таким образом, СУЭК не планирует участвовать в проекте строительства угольного терминала в порту Лавна», - сообщил заместитель генерального директора – директор по логистике АО»СУЭК» Денис Илатовский. 

Распоряжением правительства ОАО «РЖД» рекомендовано обеспечить мероприятия по усилению пропускной способности железнодорожной инфраструктуры на участке Волховстрой – Мурманск в сообщении с угольным терминалом Лавна. «Соглашение предусматривает строительство нового района порта Мурманск – терминала Лавна и подъездного пути к нему. Всё остальное, что касается подходов к МТУ, предусмотрено в инвестиционной программе РЖД и будет построено за счёт средств компании. Средства предусмотрены в комплексную программу усиления инфраструктуры Северо-Запада. Она одобрена правительством и всеми профильными структурами», – говорит генеральный директор АО «Институт экономики и развития транспорта» Фёдор Пехтерев.
  
Напомним, реконструкция участка Волховстрой – Мурманск является частью плана модернизации железнодорожных подходов к портам Северо-Запада. На эти цели РЖД направили 3,8 млрд руб. 
По данным ИЭРТ, перспективные объёмы перевозок на этом направлении к 2025 году достигнут 45 млн тонн в год, что в два раза больше к уровню показателя 2017 года. Основная задача – ликвидировать однопутные участки, которые сейчас составляют более 340 км из 1320 км полной длины линии. Мероприятия по реконструкции разделены на два этапа – до 2020 и до 2025 годов.
Елена Кудрявцева

Cегодня в СМИ

Первые лица