Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*
Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Вложения в арктическую магистраль окупятся быстро

Инфраструктура | Среда | 01.08.2018 | 22:53
Железнодорожная магистраль Северный широтный ход (СШХ) будет построена в 2023 году. Новая дорога свяжет арктический Ямал с Уралом, Северо-Западом и центром страны и обеспечит ежегодно перевозку 24 млн тонн грузов
Железнодорожная магистраль Северный широтный ход (СШХ) будет построена в 2023 году. Новая дорога свяжет арктический Ямал с Уралом, Северо-Западом и центром страны и обеспечит ежегодно перевозку 24 млн тонн грузов | Инфраструктура
Сергей Гусев/Пресс-служба ОАО РЖД
Все необходимые документы по СШХ переданы в правительство. Стоит ожидать, что соответствующее распоряжение будет подписано в ближайшее время, так как документация к проекту находится в высокой степени готовности. Основные параметры экономической модели СШХ предварительно одобрены правительственной комиссией в октябре 2017 года, а в мае 2018-го согласована концессионная схема строительства дороги. Также СШХ включён в Транспортную стратегию РФ на период до 2030 года.

В своём ежегодном Послании Федеральному Cобранию президент Владимир Путин отметил перспективность проекта: СШХ сократит плечо доставки грузов в районы Западной Сибири и поможет развитию российской Арктики и Северного морского пути (СМП).

Как считает генеральный директор АО «Институт экономики и развития транспорта» Фёдор Пехтерев, по сути, стартом проекта стало подписание ОАО «РЖД» и ПАО «Газпром» соглашения о его совместной реализации в марте 2017 года. В нём были определены параметры участия в концессионной схеме, так как в январе именно такой формат СШХ был утверждён Советом Федерации. На тот момент у РЖД было аналогичное соглашение с правительством Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) и не хватало договорённостей с энергетической компанией, которая также остро заинтересована в СШХ, так как в ЯНАО расположены её ключевые месторождения.

По утверждённой схеме строительства дороги её длина достигнет 686 км. РЖД проведут реконструкцию примыкающих участков Коноша – Котлас – Чум – Лабытнанги Северной железной дороги, включая станцию Обская, а также железнодорожной линии Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево Свердловской дороги. Затраты компании составят 105,5 млрд руб. «Газпрому» предстоит достроить до необходимых технических параметров и ввести в эксплуатацию железнодорожную линию Надым – Пангоды (104 км), которая находится на балансе общества, а затем будет передана в аренду Специальной проектной компании «Концессионер» (СПК), которую создали РЖД. Стоимость работ оценивается в 17,4 млрд руб. СПК, в свою очередь, взяла на себя финансирование и строительство линии Обская – Салехард – Надым (353 км), включая железнодорожную часть мостов через реки Обь и Надым и подходы к ним. На эти цели предполагается потратить 113,1 млрд руб. 

Администрация ЯНАО профинансирует в объёме 8 млрд руб. строительство автомобильной части моста через Обь и подготовит необходимую проектную документацию, а также передаст в федеральную собственность земельные участки под будущую магистраль и предоставит льготы по налогу на имущество.

Концессионное соглашение заключается на 30 лет, однако эксперты склоняются к мнению, что минимальный срок окупаемости магистрали может составить 15 лет. В первую очередь за счёт дополнительного прироста грузопотоков.

«Согласно заявке на частную концессионную инициативу загрузка магистрали предполагается в ежегодном объёме около 24 млн тонн. Практически все грузоотправители, в том числе компании, владеющие нефтегазовыми месторождениями в Западной Сибири, подтвердили свою заинтересованность в направлении грузопотока по СШХ. При этом грузовая база проекта может быть скорректирована в сторону увеличения», – говорит руководитель отдела комплексных исследований Института проблем естественных монополий Сергей Оленин. 

СШХ также позволит разгрузить часть существующей инфраструктуры РЖД и обеспечить более быстрые сроки доставки грузов, в основном до портов Северо-Западного бассейна. Таким образом, железнодорожный транспорт в условиях конкуренции получит дополнительные преимущества.

«Магистраль соединит две тупиковые железнодорожные ветки Ухта – Лабытнанги и Тюмень – Коротчаево. Ветка позволит грузоотправителям экономить на тарифе вывоза нефтеналивных и газовых грузов и завозе оборудования как на азиатском направлении, так и на европейском. Перевозки сжиженного газа из Нового Уренгоя в порты Балтийского моря станут короче на 450 км. Если на СШХ будет использоваться тарификация РЖД, сокращение расстояния позволит экономить до 15 тыс. руб. тарифа на одном рейсе, или 400 руб. с каждой тонны газа. Сокращение оборота вагона на 10% даст экономию ещё на 150–200 руб. на тонну. На азиатском направлении ветка сократит дистанции на 950 км, или до 25 тыс. руб. тарифного эффекта и уменьшение оборота вагона до 15%. То есть грузовладелец сэкономит на каждой тонне сжиженного газа порядка 1,2 тыс. руб.», – считает генеральный директор ПАО «ТрансФин-М» Дмитрий Зотов.

Проект СШХ образует несколько важных транспортных связок, отметил директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. В частности, магистраль соединит Свердловскую и Северную железные дороги и откроет выход СвЖД к портам Балтии. Связь станции Обская с портом Сабетта через Бованенково даст федеральной железнодорожной сети выход к СМП. Сейчас в регионе работают такие промышленные гиганты, как «Газпром» и «НОВАТЭК», несмотря на низкую транспортную доступность. Её развитие приведёт в ЯНАО грузоотправителей меньшего масштаба, и появится перспектива освоения новых месторождений.
Елена Кудрявцева

Cегодня в СМИ

Первые лица