Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Реле ищут замену

Инфраструктура | Понедельник | 05.03.2018 | 22:57
Устройства железнодорожной автоматики и телемеханики должны быть качественными и доступными
Устройства железнодорожной автоматики и телемеханики должны быть качественными и доступными
 | Инфраструктура
Иван Куртов/ИД «Гудок»
В Издательском доме «Гудок» прошёл круглый стол «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте. Эффективность. Безопасность. Инновационность». В его работе приняли участие представители ОАО «РЖД», руководители структурных подразделений филиалов компании, заводов – изготовителей систем автоматики и телемеханики, эксперты, учёные, представители общественных организаций. 
Средства железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ) обеспечивают безопасность движения поездов и эффективность перевозочного процесса. Но оборудование вырабатывает свой ресурс и требует замены. 

По словам главного инженера Центральной дирекции инфраструктуры Геннадия Насонова, сейчас более 5 тыс. станций оборудованы электрической централизацией и свыше 60 тыс. км перегонов автоблокировкой. Мониторинг состояния этих технических средств показывает, что около 75% применяемых на сети релейных устройств ЖАТ выработали свой срок службы и нуждаются в замене.

По мнению Геннадия Насонова, в первую очередь необходимо обновить устройства ЖАТ на железнодорожных линиях 1-го и 2-го классов с интенсивным движением поездов, а также  на станциях с числом стрелок более 100. Среди них Санкт-Петербург-Главный, Тверь, Сухиничи-Главные, Ростов-Товарный, Ртищево-1, Барнаул, Чита, Хабаровск-1 и др. В комплексную модернизацию каждой станции требуется вложить около 1 млрд руб. 

Дирекция подготовила два варианта инвестиционного плана реализации программы «Обновление устройств автоматики и телемеханики и внедрение двусторонней автоблокировки» на 2018–2025 годы. По первому, оптимистичному варианту предусмотрено обновить 10 129 стрелок электрической централизации станций (ЭЦ), 7016 км перегонов оборудовать автоблокировкой (АБ), 3850 км двух- и многопутных перегонов оборудовать постоянно действующими устройствами двусторонней автоблокировки. Общие затраты на реализацию составляют 131,4 млрд руб. Выполнение этой программы позволит к 2026 году снизить уровень старения технических средств ЖАТ: до 79% – ЭЦ, до 61,5% – АБ.

Другой, консервативный вариант инвестплана основан на проведении работ в объёме выделяемых компанией в настоящее время финансовых лимитов. Как уточнил Геннадий Насонов, инвестиционная программа по обновлению устройств ЖАТ на этот год увеличена по сравнению с прошлым более чем на 1 млрд руб. – до 6,4 млрд руб. Этот вариант предполагает финансирование программы модернизации в размере  49,7 млрд руб. Правда, при этом не удастся значительно снизить уровень старения устройств ЖАТ. В этом случае он составит: по ЭЦ – 91%, по АБ – более 70%.
По мнению экспертов, основой модернизации устройств ЖАТ должно стать внедрение отечественных микропроцессорных систем. Главные требования к ним – применение российского программного продукта, ну и, конечно, цена. 

«На первых этапах внедрения новые устройства стоят дорого, но потом цена должна снижаться, – отметил Геннадий Насонов. – У нас же этого пока не наблюдается». 

Эксперт Центра организации скоростного и высокоскоростного сообщения ОАО «РЖД» Николай Балуев также высказал мнение, что соотношение цены и качества предлагаемого на рынке изделия будет иметь решающее значение при выборе исполнителя заказа. 

Советник генерального директора ОАО «Радиоавионика» по перспективным направлениям развития железнодорожного транспорта Валерий Талалаев заметил, что цена зависит от объёма заказа: чем больше заказ, тем ниже цена на одно изделие. 

У отечественных разработчиков и производителей микропроцессорной техники более чем за 20 лет накоплен немалый опыт. Как рассказал главный инженер ОАО «ЭЛТЕЗА» Евгений Гоман, локализация передовых зарубежных технологий, например системы микропроцессорной централизации (МПЦ) EBILock, началась на Лосиноостровском электротехническом заводе в 1996 году.

Такие системы сейчас эксплуатируются более чем на 180 станциях, ими оборудованы 5,6 тыс. стрелок и почти 600 км интегрированной автоблокировки на перегонах, в том числе на таких важных объектах, как Московское центральное кольцо и линия Журавка – Миллерово. 
Разработанная ОАО «ЭЛТЕЗА» новая система МПЦ-ЭЛ обеспечивает полную взаимозаменяемость компонентов с EBILock 950.  

По словам заместителя директора ООО «НПО САУТ» Бориса Ветлугина, предприятие может предложить рынку микропроцессорную систему автоматического управления торможением поездов САУТ-ЦМ/НСП. Аппаратура предназначена для автоматического управления торможением грузовых и пассажирских поездов, обращающихся на участках, которые оборудованы трёхзначной и четырёхзначной автоблокировкой, а также полуавтоматической автоблокировкой. 

Директор по развитию бизнеса АО «НПЦ «Промэлектроника» Вадим Ляной отметил, что разработка и применение устройств ЖАТ для высокоскоростной магистрали Москва – Казань требует особого подхода. Учитывая важность импортозамещения, для этих линий требуются отечественные разработки, адаптированные к условиям эксплуатации в разных климатических зонах и оснащённые системами кибербезопасности. 
В компании действует многоуровневая программа снижения рисков в цепи поставок. Она предполагает управление интеллектуальной собственностью, конструкторской и технологической документацией и возможностью поддержки полного жизненного цикла продукции. «Только таким образом можно достигнуть импортонезависимости, а также снижения стоимости изделия», – констатировал Вадим Ляной. 

Для ускорения модернизации устройств ЖАТ на сети РЖД компания продолжит вырабатывать единые технические требования. «Некоторые требования уже выработаны на заседании Научно-технического совета компании в ноябре 2017 года, – напомнил Геннадий Насонов. – Дорабатывать этот документ будем вместе с производителями и разработчиками новой техники. Только сообща можно найти ту золотую середину, которая устроит все стороны: заказчика, разработчика и производителя». 

Начальник отделения автоматики и телемеханики Проектно-конструкторского бюро Центральной дирекции инфраструктуры Василий Новиков заявил о необходимости совершенствования нормативно-технической базы в сфере применения и функционирования ЖАТ на «пространстве 1520». Сейчас действуют 20 основных государственных стандартов, 10 национальных и два десятка стандартов ОАО «РЖД» по требованиям безопасности. 
Пять национальных стандартов были переработаны в ГОСТы и введены в действие в конце прошлого года. Тем не менее разработка нормативно-технической документации с новыми требованиями к устройствам ЖАТ остаётся актуальной задачей. Так, из более чем 700 регулирующих нормативных документов в сфере эксплуатации ЖАТ большая их часть  была принята ещё во времена МПС России и настолько устарела, что стала препятствием на пути внедрения техники нового поколения. В течение 2015–2017 годов Минтранс отменил 30 устаревших документов, эту работу необходимо продолжить.

Андрей Стрельцов, Карен Агабабян

Cегодня в СМИ

Первые лица