Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Прогноз погоды от РЖД

Инфраструктура | Понедельник | 05.03.2018 | 22:50
Главная функция отдела гидрометеорологии Центральной дирекции инфраструктуры – это предупреждение о неблагоприятных природных явлениях, в том числе землетрясениях
Главная функция отдела гидрометеорологии Центральной дирекции инфраструктуры – это предупреждение о неблагоприятных природных явлениях, в том числе землетрясениях | Инфраструктура
Александр Саверкин/ИД «Гудок»
За сутки с 4 на 5 марта в Москве и Московской области выпало 40% месячной нормы осадков – от 12 до 18 см снега. «Штормовое предупреждение о снегопаде мы дали 2 марта», – рассказал «Гудку» начальник отдела гидрометеорологии Центральной дирекции инфраструктуры (ЦДИ) Евгений Головков. 
Это позволило Московской дороге подготовиться и не допустить сбоя: в ночь на понедельник работали 56 единиц спецтехники и более 2 тыс. железнодорожников, ­ всего очищено от снега около 1,5 тыс. км пути и вывезено более 41 тыс. куб. м снега.

ОАО «РЖД» с начала этого года располагает собственной сетью из 181 автоматической погодной станции, позволяющей получать уточнённые погодные данные непосредственно в районах прохождения путей. Установленные в зоне отчуждения дорог, станции собирают данные о влажности, температуре воздуха и осадках и по беспроводной сети передают на сервер, установленный в главном здании холдинга. Сейчас идёт тестирование пользовательского интерфейса программы. 

«Наличие таких станций позволяет нам в реальном времени не только видеть данные о погоде на всём протяжении путей ОАО «РЖД», но и строить в будущем более точные прогнозы», – говорит ведущий инженер отдела гидрометеорологии ЦДИ Валерий Ширшаков.

В ближайшей перспективе эти данные будут передаваться во внутреннюю сеть ОАО «РЖД», и руководители дорог на местах могут видеть текущую погодную обстановку на своих участках в реальном времени, уточнил он. До того, как в холдинге была создана своя сеть станций, метеорологи РЖД пользовались данными станций Росгидромета.

Сейчас ежедневно в 7.30 утра в Центральной дирекции инфраструктуры проходит совещание, на котором первым докладывает обстановку дежурный инженер-метеоролог. По словам Валерия Ширшакова, доклад метеоролога всегда пользуется вниманием – всем участникам совещания крайне важна информация о погодных условиях на своих дорогах. «Неблагоприятные погодные явления любого порядка – сильный мороз, снегопад, ледяной дождь зимой, ливни, паводки, грозы, сильная жара – летом способны серьёзно повлиять на работу дороги, поэтому оперативный прогноз необходим всем службам постоянно, чтобы быть полностью готовыми к любым возможным явлениям на дороге», – поясняет он.

Профессиональные метеорологи «Российских железных дорог» следят за погодой круглосуточно с помощью всех доступных погодных моделей, а именно - американской, немецкой, британской и японской. Последняя крайне важна, поскольку позволяет с высокой точностью прогнозировать погодные явления в Дальневосточных регионах страны, где погода сильно зависит от явлений в акватории Тихого океана. Прогнозы всех этих моделей закачиваются в профессиональное программное обеспечение ГИС-метео, которое позволяет получать точные прогнозные карты по всей сети российских железных дорог с глубиной прогноза до 120 часов. 

Самый далёкий достоверный прогноз погоды в условиях сегодняшнего дня – 10 суток. Этот прогноз составляется отделом гидрометеорологии ежедневно и рассылается три раза в неделю – в понедельник, среду и пятницу. 

«И о февральском снегопаде в Московском регионе, – говорит Валерий Ширшаков, – мы знали за неделю и предупреждали об его начале за 3–4 суток, поэтому дороги в Московском регионе успели подготовиться к снегоборьбе». 

Главная функция отдела гидрометеорологии ЦДИ – это предупреждение о неблагоприятных природных явлениях, в том числе землетрясениях. 
«В случае, если прогнозные модели показывают нам, что на каком-то участке дороги могут возникнуть явления, способные негативно повлиять на движение – например, ледяной дождь, который может привести к обледенению контактной сети или стрелочного оборудования, – мы выпускаем штормовое предупреждение», – рассказывает ведущий инженер отдела гидрометеорологии Олег Рогач. Далее предупреждение получает начальник Центральной дирекции инфраструктуры. После его утверждения штормовое предупреждение становится приказом, который не просто сообщает об опасности, но и предписывает принять необходимые меры безопасности, например, подготовить технику и персонал к снегоборьбе на определённом участке дороги.

На всех железных дорогах, кроме Калининградской, есть местные секторы гидрометеорологии. При получении штормового предупреждения местные синоптики уточняют прогноз погоды вплоть до перегона и докладывают уточнённый прогноз своему руководству для принятия решений на местном уровне. 

Обычно имеющиеся данные позволяют метеорологам РЖД предупреждать об опасных погодных явлениях за несколько суток. «Однако бывают форс-мажорные ситуации, когда модель может прогнозировать резкое изменение погоды на каком-либо участке дороги или в регионе в течение нескольких часов», – объясняет Олег Рогач. В таком случае оформляется оперативный приказ начальника Центральной дирекции инфраструктуры, который доводится до сведения диспетчера дороги или центрального диспетчера в течение нескольких минут. Единственное, что железнодорожные метеорологи спрогнозировать пока не в состоянии, – это землетрясения. 

«Такой возможностью располагают сейчас только японцы, да и то их система раннего оповещения срабатывает в лучшем случае за 15–20 минут. Данные о землетрясениях в районах прохождения железнодорожных путей мы получаем от Геофизической службы Российской академии наук, но получаем их лишь через несколько часов после того, как они происходят, – рассказывает Валерий Ширшаков. – Нас интересуют только землетрясения мощностью от 4 баллов. Они происходят достаточно часто, в основном на Северном Кавказе и Дальнем Востоке, там, где проложены Транссиб и БАМ с самым длинным железнодорожным тоннелем – Северомуйским. Трафик в этих регионах довольно активный, и сейчас мы готовимся выйти к руководству компании с предложением по созданию системы сейсмических датчиков, которые позволят нам и сотрудникам соответствующих дорог получать информацию о землетрясениях в реальном времени и оперативно управлять движением сообразно обстановке».
Лев Кадик

Cегодня в СМИ

Первые лица