Инфраструктура / 09.11.16 21:20

Евгений Чирков: «Принцип адресности социальных льгот и гарантий остаётся главенствующим»

Коллективный договор ОАО «Российские железные дороги» 2017–2019 годов стал более понятным и лёгким для чтения. Он избавился от лишних разделов, сохранив при этом весь набор основных льгот, рассказал в интервью газете «Гудок» первый заместитель начальника департамента социального развития ОАО «РЖД» Евгений Чирков.

Коллективный договор ОАО «Российские железные дороги» 2017–2019 годов стал более понятным и лёгким для чтения. Он избавился от лишних разделов, сохранив при этом весь набор основных льгот, рассказал в интервью газете «Гудок» первый заместитель начальника департамента социального развития ОАО «РЖД» Евгений Чирков. | Инфраструктура
фото:Сергей Гусев/Gudok.ru

– Евгений Сергеевич, в новом Коллективном договоре кардинально изменена структура. С чем это связано и можно ли предположить, что содержание документа также было значительно скорректировано?
– Что касается содержательной части – серьёзных изменений в ней нет. А изменение структуры документа потребовалось для того, чтобы сделать его более удобным и понятным. Дело в том, что в 2014–2016 годах в договор было внесено много изменений через отдельные нормативные акты, и мы поняли, что всё это надо собрать, актуализировать и сделать более логичным. Мы исключили из содержания пункты, дублирующие федеральное законодательство. Коллективный договор должен описывать взаимоотношения работодателя и работников. А в старом варианте много места отводилось под отношения работодателя и государства через прямую трансляцию норм закона. И главное, эти пункты (в частности, некоторые аспекты, связанные с пожарной безопасностью или охраной труда) не относились непосредственно к социальной поддержке работника.

– Именно этим объясняется тот факт, что количество разделов сократилось с 17 до 12?

– Да. Предыдущие договоры были перегружены и тяжело читались. Получалось, что документ, созданный для работников, был им не всегда понятен. Есть здесь и экономическая составляющая. Убрав из текста пункты «на основе законодательства» и проведя экспертизу на предмет корректности налогообложения, мы выделили те средства, которые компания и так тратит в соответствии с законом. Далее мы свели в один раздел все льготы, касающиеся работника, и разделили их по принципу финансирования: полностью оплачиваемые компанией, на принципах долевого участия с работником и компенсируемый социальный пакет. После того как мы структурировали всё это, стало понятно (не только нам, но и внешнему полю), сколько стоит РЖД этот договор. При этом объём реальных денег на прописанные в договоре льготы остался неизменным.

– Напомните ещё раз нашим читателям, какие льготы и по какому принципу финансируются.
– Работодатель оплачивает, например, услуги в рамках ДМС, частично – отдых и фитнес. Компенсируемый социальный пакет – это те льготы и гарантии, которые имеют работники, представляющие особую ценность для компании на текущий период. Это наш «кафетерий», где человек может сам выбрать, что именно из предложенных социальных услуг ему компенсирует работодатель.

– Во время обсуждения нового Коллективного договора много говорилось об адресности предоставления льгот и гарантий как главном принципе документа. В чём выразилась эта адресность?
– Принцип адресности был важным всегда и остаётся главенствующим сейчас. По сути, все льготы имеют определённого конечного пользователя. Путёвка в санаторий, бесплатный проезд, договор на фитнес, ДМС... Если мы ставим задачи, связанные с персоналом, то должны во главу угла ставить конкретного человека, а не гипотетического железнодорожника. У каждого рубля должен найтись конечный получатель – работник или неработающий пенсионер.

– Ещё один принцип документа, о чём говорил неоднократно и президент компании, это ответственность работника за производственный результат. В новом документе вы определили порядок ограничения льгот сотрудникам, нарушающим трудовую дисциплину.
– Компания тратит внушительные суммы на проекты, связанные с социальной защитой работников, и, естественно, мы хотим тратить деньги на людей, которые честно и плодотворно трудятся. Среди набора льгот, гарантий и компенсаций есть положения, в которые мы можем ввести некоторые ограничения. В итоге мы собрали льготы и гарантии, представленные в Колдоговоре, и сформировали порядок их предоставления с учётом того, насколько добросовестно работник выполняет свои обязанности. За грубые нарушения трудовой и производственной дисциплины работник может быть лишён части льгот или действие их может быть приостановлено. А руководители должны всегда помнить, что профсоюз стоит на страже интересов работников и не допустит волюнтаризма.

– Почему изменились требования к стажу работы, необходимому для получения отдельных льгот неработающими пенсионерами?
– Действительно, мы увеличили срок накопления права на льготы до 20 лет по согласованию с Роспрофжелом и Центральным советом ветеранов. Исключение составляют льгота на предоставление бытового топлива и страхование на погребение. Суть в том, что льготы будут получать именно кадровые работники РЖД – ветераны, которые пришли на железную дорогу в юные годы, учились в наших профильных учебных заведениях, посвятили жизнь отрасли и вышли на пенсию из РЖД. Правда, те, кто вышел на пенсию до 1 января 2017 года, сохранят все гарантии, которые у них были до этого.

– Неужели у пенсионеров не останется альтернативы этим льготам?
– Компания предоставляет своим работникам уникальную возможность получить негосударственное пенсионное обеспечение через НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ», куда компания платит так называемый второй рубль. И это очень большие затраты. Более того, если посмотреть среднюю негосударственную пенсию, она составляет около 7–8 тыс. руб. в месяц. А по Коллективному договору мы оценивали затраты компании в 8–9 тыс. руб. на неработающего пенсионера в год. Согласитесь, цифры несопоставимы. К 2020 году мы должны полностью перейти на негосударственное пенсионное обеспечение, тем самым оставив в качестве льготы для неработающих пенсионеров бесплатный проезд в порядке, определённом отдельным нормативным актом. Необходимо убедить работника в том, что надо копить свою пенсию с первого дня работы на предприятии. Наше целевое состояние – это 40% от заработной платы, и мы к этому придём в обозримом будущем. Необходимо также учитывать тот положительный момент, что средняя продолжительность жизни в стране (тем более среди работников РЖД) увеличивается. А значит, и тот период, в который человек получает пенсию, тоже увеличивается, и это требует дополнительных затрат из прибыли компании. Поэтому мы перемещаем фокус с традиционных льгот в сторону корпоративной пенсии. С этой, безусловно, положительной тенденцией связан и тот факт, что был увеличен стаж работы, необходимый для получения отдельных пенсионных льгот, до 20 лет.

– Наверное, больше всего людей интересует, как в документе прописан вопрос индексации заработной платы.
– Сложность этого вопроса связана в первую очередь с экономической нестабильностью в стране и мире. Но, тем не менее, инфляционная составляющая в этом году практически закрыта. Иными словами, если суммарно взять ту индексацию, которая была проведена в этом году, то она будет соответствовать уровню инфляции в стране. Что касается будущего, то проще, во избежание неточностей в трактовке, процитировать текст нового Колдоговора, а именно п. 5.2: «Ежегодно индексировать заработную плату работников в связи с прогнозируемым Министерством экономического развития Российской Федерации ростом потребительских цен на товары и услуги. Размер и порядок индексации устанавливается локальным нормативным актом компании, принимаемым не позднее 1 декабря предшествующего года, с учётом мотивированного мнения выборного органа профсоюза. В 2017 году осуществить индексацию заработной платы с 1 марта на 1,5% и в IV квартале в соответствии с локальным нормативным актом, принятым с учётом мотивированного мнения выборного органа профсоюза, не позднее 1 сентября 2017 года. В случае отклонения размера проведённой индексации заработной платы работников от фактического индекса потребительских цен на товары и услуги на конец года по данным Федеральной службы государственной статистики, стороны рассматривают возможность доиндексации заработной платы на величину отклонения с учётом сложившейся финансовой ситуации в компании».

– Дату подписания Колдоговора переносили на неделю. Почему? Вносили последние корректировки?
– Это технический момент. Могу вас заверить, что за эту неделю в уже готовом тексте документа не изменилось ни единой запятой.

Александра Посыпкина

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →