Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Протяженность «узких мест» на железнодорожной сети РФ к 2020 году может превысить 19 тыс. км

Инфраструктура | Вторник | 31.05.2016 | 18:42
Темпы роста протяженности лимитированных участков железных дорог снижаются, отмечает ИПЕМ
Темпы роста протяженности лимитированных участков железных дорог снижаются, отмечает ИПЕМ | Инфраструктура
Максим Каширин/Gudok.ru
Протяженность участков с ограничениями пропускных и провозных способностей составляет в настоящее время около 8,4 тыс. км – почти 10% всей протяженности железнодорожной сети ОАО «Российские железные дороги» (РЖД), сообщается в аналитическом докладе Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) «Грузовой железнодорожный транспорт России в 2010-2015 годах».

В последние годы наблюдается тенденция роста протяженности участков с ограничениями, однако темпы роста постепенно снижаются, говорится в докладе. «В случае сохранения объема финансирования реконструкции и модернизации инфраструктуры на текущем уровне протяженность «узких мест» на железнодорожной сети РФ к 2020 году может составить около 19,2 тыс. км», - сообщает ИПЕМ со ссылкой на данные Института экономики и развития транспорта.

Общая протяженность железнодорожных линий в России по состоянию на 2014 год составляла 85,3 тыс. км (эксплуатационная длина), более 50% из которых электрифицировано – 43,4 тыс. км. В период с 2010 по 2014 годы было введено около 400 км новых железнодорожных путей, реконструировано более 13 тыс. км, электрифицировано 360 км железнодорожных линий, говорится в докладе.

Однако с учетом ранее накопленного дефицита инвестиций в инфраструктурный железнодорожный комплекс, этих объемов строительства недостаточно даже для поддержания износа железнодорожной инфраструктуры на текущем уровне, считают эксперты ИПЕМ.

В настоящее время уже реализуется ряд ключевых проектов по повышению пропускных и провозных способностей инфраструктуры железнодорожного транспорта, основным из которых является развитие железнодорожной инфраструктуры «Восточного полигона» - модернизация Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. Строительство ведется с 2013 года и завершится в 2020 году, общая стоимость проекта составляет 562,2 млрд руб., из которых 302 млрд руб. - собственные средства ОАО «РЖД», 110 млрд руб. - средства федерального бюджета и 150,2 млрд руб. - заемные средства. Проведение мероприятий по модернизации железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей позволит увеличить к 2020 году их провозную способность на 66 млн тонн в год.

Кроме того, указывают аналитики ИПЕМ, пропускная способность железной дороги снижается из-за количества участков пути с просроченным капитальным ремонтом: сегодня таких участков около 23 тыс. км, а по прогнозам Минэкономразвития, в ближайшее время этот показатель будет увеличиваться, говорится в докладе ИПЕМ. Как пояснил Gudok.ru замруководителя департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Илья Терешко, в соответствии с положением о системе ведения путевого хозяйства ОАО «РЖД» капитальный ремонт пути необходимо проводить при пропуске по участку 600-1000 млн тонн брутто или каждые 18-30 лет в зависимости от категории пути. «При эксплуатации пути с просроченным сроком капитального ремонта на таких участках могут быть введены ограничения скорости движения поездов, максимально допустимой нагрузки на ось, снижена весовая норма. Чем больше срок, на который просрочен капитальный ремонт, тем более жесткими могут быть вводимые ограничения», - пояснил он.

Подобные ограничения, по словам Терешко, приводят к снижению пропускной и провозной способности отдельных направлений, возникновению новых «узких мест» и невозможности освоения всего предъявляемого к перевозке грузопотока. При невозможности своевременного проведения капитального ремонта пути для обеспечения возможности дальнейшей эксплуатации железнодорожного пути капитальный ремонт, как правило, заменяется менее трудоемким и капиталоемким видом ремонта с некоторым переносом срока проведения капитального ремонта. Таким образом, «блокировки» перевозок по железнодорожной линии с просроченным капитальным ремонтом не возникает, но не все грузы могут быть пропущены по инфраструктуре, отмечает эксперт ИПЕМ.
Мария Платонова, Gudok.ru

Cегодня в СМИ

Первые лица