Инфраструктура / 31.05.16 14:06

Конституционный суд РФ подтвердил, что постановления правительства о «Платоне» соответствуют основному закону страны

Высший орган судебной власти отверг предположения депутатов Госдумы от КПРФ о «скрытом налоге» в виде сборов с грузовиков

Высший орган судебной власти отверг предположения депутатов Госдумы от КПРФ о «скрытом налоге» в виде сборов с грузовиков | Инфраструктура
фото:Павел Горбатько/Gudok.ru

Конституционный суд Российской Федерации в ходе проверки конституционности ряда нормативных актов Российской Федерации о взимании с большегрузных автомобилей платы за проезд по федеральным трассам признал нормы законодательства, регулирующего работу системы «Платон», соответствующими Конституции РФ, сообщила пресс-служба суда.

Ранее в декабре 2015 года 92 депутата Государственной Думы от фракции КПРФ отправили запрос в Конституционный Суд РФ о признании незаконной системы взимания платы с грузовиков массой свыше 12 тонн в счет возмещения ущерба, причиняемого федеральным автодорогам. По мнению авторов обращения, «система “Платон” фактически является “скрытым налогом” и противоречит Конституции РФ», поскольку, по их мнению, подобная плата должна устанавливаться федеральным законом, а не постановлением правительства. Как отмечалось в запросе, "данная плата не отвечает требованиям справедливости, соразмерности и экономической обоснованности".

Авторы запроса просили признать не соответствующими Конституции РФ статью 31.1 закона "Об автомобильных дорогах" и постановление правительства от 14 июня 2013 года "О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн".
Аналогичную претензию они предъявили к введению административной ответственности в виде штрафа от пяти до десяти тысяч рублей за неоплату проезда для большегрузных автомобилей. Депутаты считают, что данная мера в нарушение Конституции РФ основана не на законе, а на акте исполнительной власти (постановлении правительства). Кроме того, они указывали на то, что подобные санкции создают препятствия для свободного перемещения товаров по территории страны.

Конституционным судом была проведена проверка соответствия системы сбора платы с грузовиков массой свыше 12 тонн статьям Конституции РФ 55 (ограничение прав и свобод гражданина федеральным законом), 57 (законность налоговых сборов), 72 (соответствие региональных и федеральных законов), 74 (установление пошлины, ограничивающей свободное перемещение товаров), 75 (установление налога исключительно федеральным законом) и 76 (соответствие федеральных законов федеральным конституционным законам).

В решении Конституционного суда подчеркивается, что "федеральные трассы являются «главными транспортными артериями страны». Хоть они и находятся в публичной собственности и должны содержаться за счет средств федерального бюджета, законодатель имеет право устанавливать дополнительные сборы за их использование". Платежи могут касаться тех, чья экономическая деятельность напрямую связана с использованием дорог, а также ускоряет их износ.

Также решение КС устанавливает, что сбор за проезд по федеральным трассам "не является дополнительным налогом и не нарушает права водителей". Суд не усмотрел двойного налогообложения при взимании одновременно с данной платой транспортного налога и акциза на топливо.

Суд при этом установил, что водители не должны нести ответственность за нарушение порядка оплаты, если оно было вызвано «не зависящими от них обстоятельствами» — например, состоянием инфраструктуры. Отдельным пунктом в решении КС зафиксировано, что повышение платы за проезд грузовиков массой свыше 12 тонн по федеральным трассам "не допускается без внесения изменений в федеральные законы". Конституционный суд также указал на недопустимость чрезмерного обременения предпринимателей в сфере грузоперевозок сходными по целевому назначению обязательными платежами.

Начальник управления конституционных основ публичного права Конституционного Суда РФ Евгений Тарибо отметил, что в Кодексе об Административных правонарушениях РФ предусмотрены штрафы за отказ от оплаты проезда по федеральным трассам. "Если дальнобойщики получают соответствующий штраф, они вправе его оспорить и доказать свою невиновность. Для этого Конституционный суд создал необходимые оговорки, - пояснил он журналистам, комментируя решение суда. – Сегодня в КоАП все это предусмотрено".

Объясняя обоснования решения суда, Евгений Тарибо подчеркнул, что общее регулирование системой «Платон» состоит из трех составляющих: это Закон об автомобильных дорогах, постановление Правительства РФ, принятое в исполнение этого закона, и Кодекс об Административных правонарушениях – в нем предусмотрено наказание за движение по автомобильным дорогам федерального значения такого рода транспортных средств без использования системы «Платон» - то есть, без внесения платы.

a:2:{s:4:"TEXT";s:1810:"«Платон» — российская система сбора платы за проезд по федеральным автодорогам грузовиков предельной допустимой массой с грузом 12 тонн и выше в счет возмещения вреда, наносимого ими автодорожной инфраструктуре. Сбор платы начался 15 ноября 2015 года. Тариф за проезд взимается по предоплате и рассчитывается, исходя из пройденных грузовиком километров по федеральным трассам, считываемых бортовым транспондером или с помощью маршрутной карты, в которой перевозчик заранее определяет маршрут следования. Ставка составляет 1,53 руб./км.

Система контроля полностью развернута по плану и работает в автоматическом режиме. На федеральных дорогах России курсируют 100 машин мобильного контроля. Также установлено 20 рамок стационарного контроля в Московской и Калужской областях. Всего к концу будущего года будет оборудована 481 такая конструкция.

Все данные о нарушителях и фактах неоплаты в автоматическом режиме система собирает и обрабатывает со всех средств фиксации правонарушений. Она определяет наличие за конкретным автомобилем оформленной маршрутной карты или установленного бортового устройства. Решение о привлечении нарушителя к ответственности осуществляется ГИБДД на основе данных средств фото- и видеофиксации.

Действие законодательства распространяется на 50 тыс. 774 км федеральных автодорог России. Планируется, что платежи с «12-тонников» в перспективе будут приносить в Федеральный дорожный фонд около 40 млрд руб. в год (около 20 млрд в 2016 году). Полученные средства Росавтодор намерен инвестировать в проекты по развитию автодорожной инфраструктуры, в том числе, с использованием механизмов государственно-частного партнерства. По состоянию на 24 мая через систему «Платон» в Дорожный фонд собрано более 8 млрд рублей.
";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Александр Фролов, Gudok.ru

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →