Инфраструктура / 24.03.16 15:47

«РЖД рассчитывает сэкономить 1,6 млрд руб на модернизации БАМа и Транссиба»

О результатах взаимодействия "Российских железных дорог" и Открытого правительства и об итогах аудита проектной документации по модернизации Восточного полигона министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов рассказал в интервью агентству ТАСС.

О результатах взаимодействия "Российских железных дорог" и Открытого правительства и об итогах аудита проектной документации по модернизации Восточного полигона министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов рассказал в интервью агентству ТАСС. | Инфраструктура
фото:opengovernmentru

- Задача по проведению публичного независимого технологического и ценового аудита всех крупных инвестиционных проектов с госучастием была поставлена в одном из майских указов президента 2012 года. В чем важность этой процедуры применительно к проекту модернизации БАМа-Транссиба?

- Механизм публичного технологического и ценового аудита является, пожалуй, одним из самых надежных и результативных инструментов контроля за эффективностью реализации крупных инвестиционных проектов с государственным участием и расходованием средств. Процедура аудита позволяет уже на этапе подготовки проекта рассмотреть альтернативные варианты его реализации как с точки зрения технологических, так и стоимостных решений и выбрать оптимальный вариант.

Что касается БАМа-Транссиба, задача первого этапа в рамках технологического и ценового аудита заключалась в проведении анализа основных параметров реконструкции магистралей: по объему грузопотоков, по основным элементам, которые представляют узкие места, по базе перевозчиков и грузоотправителей, по портовым мощностям. В результате были выявлены направления для оптимизации, даны соответствующие замечания и предложения. При этом хочу отметить высокий уровень проработки со стороны РЖД уже на втором этапе всех выявленных замечаний.

В этой связи не соглашусь с формулировками, которые я видел в некоторых недавних сообщениях СМИ, о завышении стоимости объектов железнодорожной магистрали. Менеджмент компании анализирует информацию с учетом появившихся данных, оперативно внося в документацию все необходимые коррективы, позволяющие снизить затраты на реализацию проекта, и в целом демонстрирует конструктивное взаимодействие с экспертами.

- Сколько мероприятий проекта БАМ-Транссиб такой аудит уже прошли и какой экономии удалось достигнуть?

- Правительственная комиссия по транспорту в декабре 2014 года поручила РЖД обеспечить проведение технологического и ценового аудита проектной документации по 72 объектам Восточного полигона. В первую очередь мероприятия отбирались исходя из их приоритетности, значимости и стоимости. По 12 из них решение о дальнейшей реализации принимается только после проведения аудита. В 2015 году процедуру на этапе проектирования прошли в общей сложности 30 объектов, в том числе 8, решение о реализации которых принимается только после проведения аудита. Итоги аудита 6 из них рассматривались на общественно-экспертных обсуждениях в феврале этого года, в которых принимали участие совет потребителей при госмонополии и представители экспертного совета при правительстве. По итогам аудита 6 проектов, о которых я сказал, РЖД рассчитывает сэкономить 1,6 млрд руб. при суммарной стоимости объектов порядка 18 млрд руб. Таким образом, речь идет об экономии порядка 9%.

Важно, что по итогам аудита этих 6 объектов были сформулированы типовые замечания, которые компания будет учитывать при реализации остальных мероприятий Восточного полигона, а также других инфраструктурных проектов. А это дает уже эффект масштабирования. Сейчас компания внедряет систему контроля за применением рекомендаций как на уровне проектных институтов, так и ведомственной экспертизы и аудиторов. Кроме того, стоит отметить, что РЖД работает с экспертным сообществом, советом потребителей и в части оценки сценарности развития проекта в целом, а также его возможной корректировки с учетом результатов технологического и ценового аудита - это еще один очень важный результат нашего взаимодействия.

- Была ли скорректирована общая стоимость проекта модернизации магистрали?

- Оптимизация по отдельным элементам не означает, что это автоматически распространяется на общую суммарную стоимость проекта. Хотя, безусловно, сейчас формируются ресурсы, которые могут быть использованы в будущем. Во-первых, эти деньги могут быть перенаправлены в том числе на реализацию иных мероприятий и проектов, которые на сегодняшний день находятся в большой инвестпрограмме РЖД и не реализуются по причине дефицита инвестиционного бюджета. Второе - не исключено, что некоторые из элементов модернизации БАМа-Транссиба подорожают, и выявленная экономия может это компенсировать. Кроме того, некоторые из узлов требуют более сложных технологических решений, и по ним стоимость реализации может быть даже увеличена, но при этом эксплуатационные характеристики будут улучшены, а эксплуатационные затраты - снижены.

- Открытое правительство и вы лично занимаетесь повышением прозрачности работы госкомпаний. Насколько РЖД соблюдает принципы открытости?

- Курс на повышение открытости госкомпаний, заданный президентом и председателем правительства, является важной составляющей всей системы открытого госуправления. Взаимодействие РЖД с Открытым правительством, с экспертным советом при правительстве началось чуть больше двух лет назад, и за это время удалось достичь значительных успехов. Именно благодаря тому, что компания в конструктивном и прозрачном режиме выстраивает работу и с аудиторами, и с советом потребителей, и с экспертным сообществом, удается выявить резервы для оптимизации проектов. Нам действительно необходимы качественные и оптимальные решения, а не процедуры для галочки. В этой связи готовность к работе с экспертами и аудиторами, раскрытие информации и открытость дискуссий не создают негативные рыночные ситуации, а, наоборот, повышают уровень доверия - в этом убедились и в самой компании.

Также напомню, что в конце октября 2015 года был подписан план взаимодействия РЖД и экспертного совета при правительстве, который детализирует конкретные аспекты совместной деятельности, в частности, в рамках технологического и ценового аудита, корпоративного управления, долгосрочной программы развития компании. Таким образом, качество нашей совместной работы вышло на принципиально новый уровень.

Полный текст интервью на сайте агентства ТАСС.

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →