Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Аэропорты Москвы повышают тарифы и входят в зону риска

Инфраструктура | Понедельник | 21.03.2016 | 22:32
В Домодедово и в Шереметьево объяснили, что рост сборов за взлет-посадку, авиабезопасность и пользование аэровокзалом экономически обоснован
В Домодедово и в Шереметьево объяснили, что рост сборов за взлет-посадку, авиабезопасность и пользование аэровокзалом экономически обоснован  | Инфраструктура
Сергей Зоничев/Gudok.ru
Аэропорты Шереметьево и Домодедово повысили тарифы на обслуживание самолетов. Российские авиакомпании, столкнувшись с непредвиденными расходами, обратились в ФАС. Но в аэропортах московского авиаузла считают, что для реагирования на претензии к тарифам у регулятора нет оснований. Как заявили Gudok.ru и в Домодедово, и в Шереметьево, рост тарифов вызван объективными причинами и не нарушает антимонопольное законодательство.

О возможности применить наиболее строгие из возможных санкций за слишком высокое увеличение тарифов на обслуживание авиаперевозчиков ранее предупредил аэропорты замглавы ФАС Анатолий Голомолзин.
«Аэропорты находятся в зоне риска, если они принимают такие решения. Увеличение тарифов, если такие тарифы будут признаны монопольно высокими, либо дискриминационными, то за это можно получить существенные санкции за нарушение антимонопольного законодательства - оборотный штраф», - заявил замглавы ФАС Анатолий Голомолзин в рамках Недели российского бизнеса, его цитирует ТАСС.

В качестве примера, когда крупные игроки рынка поплатились за необоснованный рост тарифов, Голомолзин привел случай, когда нефтяные компании при похожих обстоятельствах заплатили 25 млрд руб. В ноябре 2009 года штрафы на общую сумму в 25 миллиардов были выписаны региональным структурам "Роснефти", "Газпром-нефти", "ЛУКойла" и ТНК-ВР. По мнению ФАС, дочерние предприятия нефтяных гигантов злоупотребляли своим доминирующим положением на топливном рынке в отдельных регионах и установили монопольно высокие цены на бензин, дизельное топливо, авиационный керосин и мазут.

При этом представитель регулятора, комментируя действия ведомства по отношению к аэропортам, уточнил, что в первую очередь ФАС необходимо увидеть "реакцию рынка на повышение тарифов".

При этом ранее в рамках Недели российского бизнеса первую реакцию на рост тарифов продемонстрировала совладелец группы компаний S7 Наталия Филева, заявив, что после дерегулирования тарифов стоимость обслуживания в Домодедово увеличилась на 20%. В связи с этим Филева заявила, что S7 намерена обратиться в ФАС.

С 21 февраля 2016 года Федеральная антимонопольная служба дерегулировала сборы аэропортов за взлет-посадку, авиационную безопасность, стоянку судов и услуги аэровокзального комплекса в аэропортах Московского авиационного узла. Регулятор считал, что дерегулирование тарифов не приведет к их значительному росту из-за конкуренции в московском авиаузле.

Тем не менее, по данным газеты "Ведомости", аэропорты воспользовались возможностью поднимать тарифы и в итоге Домодедово увеличило аэропортовые сборы на 15-43%, Шереметьево – на 3% -12%. Стоимость рейса для среднемагистрального самолета с загрузкой 60–70% в Домодедово вырастет примерно на 12000 рублей (на 20%), в Шереметьево – на 6000 рублей (на 10%).

Как уже сообщал Gudok.ru, с 11 марта индексация аэропортовых тарифов и сборов в аэропорту Домодедово произошла на уровне инфляции. К примеру, сбор за взлет-посадку теперь вырос на 30 рублей за 1 тонну взлетной массы, что в среднем увеличит расходы авиакомпании на 20 рублей на одного пассажира или 2-2,5 тысячи рублей при обслуживании рейса.

Сбор за авиабезопасность увеличен на 39 рублей с 1 тонны взлетной массы. Это повышение незначительно выше уровня инфляции с связи с расходами на модернизацию оборудования, которая была произведена аэропортом в 2015 году. В аэропорту была установлена дополнительная система охраны периметра, интегрированная с системой видеонаблюдения с инфракрасной подсветкой, а также введен в эксплуатацию новый контрольно-пропускной пункт.

В Домодедово говорят о масштабах роста тарифов как о несущественном для оборотов авиакомпаний. «Повышение сборов аэропорта Домодедово незначительно скажется на цене авиабилета: рост сборов за взлет-посадку, авиабезопасность и пользование аэровокзалом составит порядка 50 руб. в расчете на одного пассажира», - сообщили Gudok.ru в пресс-службе перевозчика.

Там объясняют, что раньше Домодедово мог сдерживать ставки сборов для отечественных перевозчиков, получая доходы от иностранных авиакомпаний, сборы с которых номинированы в долларах и существенно превышают сборы для российских компаний.

Но эта статья дохода сократилась из-за того, что в 2015 году пассажиропоток иностранных авиакомпаний снизился на 17%, объясняют в аэропорту. Кроме того, в Домодедово отмечают, что причинами повышения сборов являются инфляция (в последний раз сборы за пользование аэровокзалом повышались в 2010 году), изменение операционных показателей авиакомпаний, летающих из Домодедово, а также необходимость финансирования инвестиционной программы аэропорта.

«Мы за 10 дней проинформировали ФАС, проинформировали авиаперевозчиков о повышении тарифов, - заявила Gudok.ru руководитель дирекции по связям с общественностью Международного аэропорта Шереметьево Анна Захаренкова. - У нас средневзвешенный процент поднятия тарифов составляет 7,4». Захаренкова обращает внимание, что это увеличение «почти в два раза меньше уровня инфляции». При этом, по ее словам, в 2015 году аэропорт поднимал тарифы выше. ФАС, заметила Захаренкова, не обращался в Шереметьево ни в 2015 году, ни в 2016.

В авиакомпаниях уже прогнозируют рост стоимости авиабилетов вследствие повышения стоимости тарифов на обслуживание в аэропортах. «Авиакомпании правы в том, что увеличение расходов ведет к тому, что растут цены на авиабилеты, что вызывает снижение пассажиропотока, - говорит главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий. - Но аэропорты говорят, что давно не повышали тарифы и у них тоже своя правда». Синицкий говорит, что росту тарифов можно лишь до известной степени противопоставить наращивание эффективности и производительности труда, но при возможности повысить тариф участники рынка этой возможностью обязательно воспользуются. При этом Синицкий обращает внимание на то, что большое количество перевозок авиакомпании осуществляют себе в убыток, соответственно, резервы для повышения цен на авиабилеты у авиакомпаний зачастую отсутствуют.


a:2:{s:4:"TEXT";s:1758:"Аэропорт Домодедово — международный аэропорт Московского авиационного узла, один из крупнейших аэропортов России. Был открыт 7 апреля 1962 года.
Общий пассажиропоток аэропорта в 2015 году составил 30,5 млн человек. Аэропорт Домодедово входит в категорию крупнейших аэропортов Европы согласно классификации Международного совета аэропортов (ACI).
Регулярные рейсы в Домодедово выполняют 86 авиакомпаний, в том числе 42 зарубежных, 28 российских и 16 авиаперевозчиков из СНГ.
Домодедово – базовый аэропорт в России для авиакомпаний-членов двух мировых авиационных альянсов – Star Alliance и oneworld.
Председатель совета директоров аэропорта и его конечный бенефициар - Дмитрий Каменщик.


Международный аэропорт Шереметьево - крупнейший российский аэропорт по объемам пассажирских и грузовых перевозок, ВПО и площади аэровокзального комплекса.
Маршрутная сеть Шереметьево составляет более 200 направлений. Базовым и основным перевозчиком аэропорта является «Аэрофлот». Кроме того, Шереметьево является базовым для авиакомпании Nordwind Airlines.
Основным акционером АО «Международный аэропорт Шереметьево» является Росимущество (83,04%). «Аэрофлот» владеет 8,9% акций, еще 4,2% — у ВЭБ, 3,7% — у ВТБ.
Согласно указу Президента РФ Владимира Путина, до 1 мая 2016 года должно быть создано АО «Аэропорт Шереметьево» в который войдет как компания, управляющая самим аэропортом, так и компании, которые работают в аэропорту. На 68,44% АО «Аэропорт Шереметьево» будет принадлежать частному акционеру. В свою очередь, доля государства в объединенной холдинговой компании составит 31,5% против 83%, которыми владеет государство в неконсолидированном Шереметьево.
";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Константин Пукемов, Gudok.ru

Cегодня в СМИ

Первые лица